Приветствую Вас, уважаемые Коллеги!
В прошлом посте мы с Вами рассмотрели принципы управления Анри Файоля. Напоминаю, что в моих учебных программах для управленцев-практиков этот вопрос является обязательным! Он крайне важен. Он касается подходов, методов, целей, инструментов управления.
Принципы управления тех лет исходили из следующих посылов:
Я обещал Вам перекинуть мостик к современным подходам к управлению. С тех пор как Файоль сотоварищи сформулировали свои принципы управления, жизнь сильно поменялась. Изменились посылы в основе парадигм управления. Компании из закрытых всё больше превращаются в открытые системы, фактор успеха – адекватный маркетинг, а не рост производства, выросла роль стратегических подходов. Люди уже не просто источник прибавочной стоимости, а источник компетенций, знаний, они реализуют свой потенциал. Выросла роль организационной культуры.
Всё это привело к появлению новой парадигмы управления. Одним из её глашатаев стал Питер Друкер – очень уважаемый мною автор и бизнес-мыслитель.
Я собрал в таблицу и сопоставил «старые» и «новые» принципы управления. Как обычно – никаких догм! Это всего лишь пища для размышлений и дальнейших конкретных действий.
Принципы управления | 20-е годы | 90-е годы и дальше |
1. Разделение труда | Специализация работ | Лояльность организации и сотрудников друг другу |
2. Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий и жесткий контроль | Ответственность – основа успешного управления |
3. Дисциплина | Соглашения между рабочими и руководством | Коммуникации (вертикаль, горизонталь, диагональ) |
4. Единоначалие | Один начальник | Сочетание с групповой работой |
5. Единство действий | Единый план | Совместное планирование, участие каждого в общих результатах |
6. Подчиненность личных интересов | Примат интересов организации | Учет интересов всех групп носителей целей |
7. Вознаграждения | Справедливая оплата работы | Удовлетворенность от работы |
8. Централизация | Баланс между централизацией и делегированием | Большая децентрализация и делегирование, целостность |
9. Скалярная цепь | Цепь команд («цепь начальников») | Сквозные коммуникации, умение общаться со всеми группами носителей целей |
10. Порядок | Работник на месте и место для работника | Этичное отношение друг к другу |
11. Справедливость | Справедливость на всех уровнях скалярной цепи | Честное отношение и доверие к людям |
12. Стабильность | Лояльность и долгосрочная работа | Стратегия, больше внимания внешней среде |
13. Инициатива | Независимые суждения в границах полномочий | Инициатива, компетентность, знание основ менеджмента |
14. Корпоративный дух | В единении — сила | Важен вклад каждого; самосовершенствование |
Будет интересно узнать Ваше мнение о принципах управления.
Спасибо! Удачи Вам!
Алгоритм организационных изменений смотрите в посте «Методика управления изменениями – что делать?!»