Приветствую Вас, уважаемый Коллега!
Мы с Вами рассматриваем принцип распределения ролей в Гармоничной Команде. В прошлом посте мы рассмотрели две ключевые роли – Участники и Ответственный. Это два ключевых «игрока» в системе командой работы.
В этом посте рассмотрим роль Координатора.
Координатор – следующая важная роль. Это такая, что ли, инфраструктурная функция. Я не стал относить её к ключевым не потому, что она не очень важна и нужна. Ни в коем случае! Причина лишь в том, что эта роль связана в большей степени не столько с содержанием работы команды, сколько с её формой. Это организация работы группы.
Это очень важная функция! Координатор обеспечивает Гармоничной Команде пространство для нормальной плодотворной работы. Это само помещение, оборудование (например, проектор, компьютеры и звук), флипчарты, маркеры, вообще вся канцелярия, ланчи и кофе-брейки.
Мы помним, что групповая работа – удовольствие дорогое! Раз уж мы собрали группу, команду, мы ожидаем от неё конкретный продукт работы. Группа пришла креативить, генерировать идеи, вырабатывать решения. Мой принцип очень простой – Участники командной работы не должны думать и заботиться ни о чем, кроме решаемой задачи. Это весьма энергетически затратный процесс – командная выработка решений. Да и в одиночку тоже – деятельность мозга требует много энергии! Соответственно Участники должны находиться в пространстве, которое создает условия для такой деятельности. Всё должно работать! И ничего не должно отвлекать! Должны быть флипчарты, должны быть маркеры, проектор, вода…
Если предполагается раздаточный материал, он должен быть распечатан и роздан или разослан всем. Координатор также делает рассылки материалов, делает напоминания Участникам, следит за выполнением домашних заданий Участниками и так далее. Это очень важная часть работы команды.
Мой вам совет! Если у Вас есть перспективные управленцы, но при этом раздолбаи, делайте их Координаторами! Сразу научатся держать всё в порядке, прямо очень быстро. Один раз опозорится, а дальше всё будет хорошо.
Это отличная возможность развития управленческих навыков и карьерного роста. Это возможность развить свои компетенции проджект менеджмента, коммуникаций, организации процессов и многие другие. Все сотрудники компаний моих уважаемых Клиентов, которым довелось быть Координаторами на моих программах, это признают.
В некоторых системах командной работы предлагается вводить ещё одну роль. Чтобы кто-то из участников в параллель со своей основной функцией наблюдал за работой группы и в конце сессии давал обратную связь. Я почти никогда эту роль не назначаю. Почему? Я предпочитаю, чтобы Участники сами учились рефлексировать и давать обратную связь по работе группы. Это очень хорошо работает, например, на Закреплении.
Один из часто задаваемых вопросов – а могут ли меняться Роли в команде? И может ли меняться состав Участников?
Ответ отрицательный! Нет, не могут!
Это было бы грубым нарушением принципов Гармоничных Команд. Действительно – у Вас есть Задача, Вы под эту задачу подобрали Kime. Всё! Группа, команда начинает работать и доходит до «победного конца», до финала, когда полностью выработаны решения по этой задаче. Выработаны, Финализированы, готовы к передаче в оперативное управление. Поэтому Участники не меняются!
Ответственный тоже не может меняться! Ну за исключением случаев (гипотетически, я за двадцать лет работы с таким не сталкивался), если он за это время серьёзным образом изменил своё положение в Пирамиде. К примеру, его понизили в должности. Был один коммерческий директор, а сейчас стал другой. Но это скорее теория.
Тот же вопрос задают про Координатора – раз такая классная роль, давайте на каждую сессию назначать своего Координатора, пусть все потренируются. Нет! У каждой группы свой Координатор! Как он начал как Координатор в этой группе, вот так с группой в параллель до финала и идет.
Здесь не должно быть чехарды; один человек в каждой команде отвечает за обеспечение пространства для работы, с начала до конца.
И ещё раз моя рекомендация — не надо усложнять! Не надо плодить роли! Типа пусть одни будут критиками, другие будут за, третьи будут финализаторами… Не надо этого всего!!!
Помните – мы так и так собирая Kime под конкретную задачу набираем очень разных людей. Так что будут Вам и критики, и сторонники, и пессимисты, и оптимисты… Ну а дальше, если Вы четко следуете всем принципам Гармоничных Команд, все их стилевые особенности сработают на пользу.
Поэтому вот такой простой понятный набор ролей в команде. Следуйте ему, и всё будет нормально!
И да, ещё один важный момент. Уверен, Вы обратили внимание на то, что Ведущий командной работы на слайдах показан отдельно. В идеале Ведущий не является частью Kime. Со временем, конечно, управленцы учатся тому, чтобы совмещать роль Участника с Ролью Ведущего, но это требует определенных навыков.
Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».
Спасибо Вам! Удачи!