Приветствую Вас, уважаемый Коллега!
Мы завершаем рассмотрение Восьми Принципов Гармоничных Команд. Финальный принцип, который мы с Вами рассмотрим – это Роли, или распределение ролей в гармоничной команде. Тоже важная часть технологий командной работы. Вместе с принципом «Атмосфера» принцип «Роли» отвечает на вопрос «Кто». Оба этих принципа для людей и про людей.
К распределению ролей в команде есть масса подходов. Например, многие знают распределение ролей по Белбину; есть подход Диснея и другие. Я сторонник простоты, я не люблю плодить сущности. Подход, который Вам предлагается, максимально простой и работающий. По большому счету в команде достаточно двух основных ролей. И ещё одна роль связана с обеспечением работы команды.
Давайте их рассмотрим. У меня есть большие памятки для каждой Роли в команде. Сейчас же я просто вкратце перечислю основной функционал, основные задачи каждой Роли в команде.
Представим, что мы собрали команду. Мы помним, что команда собирается по принципу Kime. Сюда не попадают случайные люди! У команды есть четкая задача, и именно под эту задачу формируется конкретный именной список. Итак, это не просто перечень должностей; это конкретные люди, с именами и фамилиями, каждый из которых привносит свой кусочек Kime в общую командную работу. Соответственно все, кого выбрали для командной работы, автоматически становятся Участниками.
Это первая основная роль в команде – Участник. Ещё раз – все, кто составляют Kime по решаемой задаче, являются Участниками. С этой точки зрения у них нет погон, у них нет знаков отличия; они все равноценные Участники.
Основная задача, функция Участника – генерировать идеи по решаемой командой задаче. Их пригласили сюда, в команду, для того, чтобы они поделились своими идеями, послушали коллег, придумали что-то ещё и внесли свой вклад в выработку решения и, что важно, в обеспечение его выполнения.
Следующая роль в команде – это роль Ответственного. Вы часто видите это слово в моих постах. Мне часто задают этот вопрос – а кто будет в команде «главный»? Можно сказать, что Ответственный и есть «главный» в команде. И Ответственный не «назначается» каким-то случайным образом (так кстати часто ошибочно делают), он получается автоматически. Ответственный – это тот Участник (внимание!), который в Пирамиде, то есть в оперативной системе, структуре управления компанией имеет максимальные полномочия по решаемой задаче. На экзаменах иногда ошибочно говорят «… у кого максимальное Kime». Нет! Не Kime! Если бы у него было полное Kime, не фиг было бы тогда городить групповую работу!
Полномочия, именно полномочия! Поэтому, например, если собралась команда для рассмотрения каких-то стратегических вопросов, и в эту группу как часть Kime был включен Глава компании, он автоматически станет Ответственным. Или, например, Вы создали группу, которая должна выработать политику продаж. Группа состоит из сотрудников отдела продаж, и в эту группу попал как часть Kime директор по продажам. Он автоматически станет там Ответственным (при условии, конечно, что у него есть полномочия утверждать политику продаж).
Повторим ещё раз. Ответственный – это тот Участник команды, который по решаемой группой или командой задаче имеет максимальные полномочия в Пирамиде, или оперативной структуре управления.
У него максимальные полномочия, соответственно у него в руках находится символическая «ручка». Вы видите, я часто в постах на тему технологий командной работы и выработки решений использую метафору ручки – «… у кого ручка». Это тот, кто имеет право финализировать любое решение, естественно, послушав всех Участников группы.
Итак, основная функция Ответственного – Финализировать решения. Мы следуем алгоритму «5+3» — Аккумулируем, Систематизируем, делаем Первичные форматы управленческих решений, доводим до ума (Аккомодируем), далее Финализируем и передаем в Пирамиду. И по мере продвижения группы по этим шагам возрастает роль Ответственного. Можно сказать, что у него постепенно появляются символические «погоны». Не то что в Пирамиде, но всё же…
У Ответственного в гармоничной команде есть полномочия, которых нет ни у кого из Участников! И он использует свои полномочия в рамках системы командной работы всё больше и больше по мере продвижения к финалу. Поскольку (и мы с Вами об этом говорили в предыдущих постах) чем ближе к финалу, тем чаще может появляться необходимость той самой символической ручки. Когда кто-то должен сказать: «Ребята, делаем вот так».
И напоследок. В бизнесе, в управлении могут быть ситуации, когда, например, компанией управляют два собственника, и они оба вошли в группу. Они между собой должны договориться, у кого ручка. Это железное правило! Ответственный в группе всегда один! Три человека в группе, тридцать, сорок – не важно.
В следующем посте рассмотрим с Вами роль Координатора командной работы.
Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».
Спасибо Вам! Удачи!