• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

Приветствую Вас!

Поговорим сегодня об ошибках процесса Глубокой трансформации. Я также адресую Вас к публикации, в которой обозначен общий набор «граблей», на которые можно наступить в процессе управления стратегическими изменениями в организации.

Вероятно, Вы читали предыдущий пост Блога «Управление изменениями и Пре-трансформация – ошибки». Хочу отметить – если Вы, следуя какой-то методологии, начали с Диагностики, прошли Предварительную трансформацию и пришли к моменту Глубокой, то, скорее всего, большинства ошибок Вы не допустите. Тем не менее, считаю необходимым их еще раз отметить.

Поехали! «Ошибка №0», так же как и в трансформации вообще, это отсутствие методологии. Мы с Вами говорили о том, что основой глубокой трансформации, или так называемого «фазового перехода», является новая Стратегия компании. Соответственно, у Вас должен быть четкий инструментарий для разработки стратегии и вообще постановки стратегического процесса. В связи с чем адресую Вас к своей методике, к Стратегическому Гексагону Тиграна Арутюняна™. Используйте методологию! Не обязательно Гексагон, любую! Но целиком и последовательно.

Дальше. Как ни странно, на этом этапе организационных преобразований может сыграть негативную роль страх глубоких изменений. Боязнь. Да, компания какое-то время жила в состоянии трансформации, но в компаниях, где есть много признаков старения, может получиться так, что лидер компании или, например, команда менеджеров по каким-то причинам будет бояться проводить глубокие преобразования.

Поэтому совет такой: «Не бойтесь перемен! Не бойтесь изменений, не бойтесь сопротивления изменениям». Тем более, если Вы пришли к этой точке после предварительной трансформации, все будет происходить гораздо легче. Поверьте практике многих успешных бизнесов!

Технологии управления стратегическими изменениями

Следующий момент: нежелание пересматривать существующую стратегию. Краеугольный камень, основа глубокой трансформации – это разработка стратегии развития бизнеса. Не считайте, что Ваша стратегия высечена в граните! Это тот этап, когда надо пристально посмотреть на внешнюю среду, например.

Если во время Диагностики и Предварительной трансформации в мы большей степени обустраиваем внутреннюю среду компании, то здесь нам надо очень внимательно смотреть вокруг. Мир меняется! И поэтому нежелание менять стратегические планы может оказаться просто катастрофичным. Посмотрите на внешнюю среду, посмотрите на свою бизнес-модель. Все это есть в методике Стратегического Гексагона™.

Дальше. Ошибкой будет считать, что это удел Топ-менеджеров. Ни в коем случае! Точно такой же принцип. Все, от кого зависит выработка решений и дальнейшая реализация, должны быть задействованы в этом процессе. Вы уже знаете принципы подбора команд. И мы об этом еще будем говорить более подробно.

Принцип такой: любой сотрудник (даже специалист, исполнитель), если от него зависит реализация или он является в каком-то конкретном вопросе глубоких преобразований экспертом, его надо к этой работе привлекать. Обязательно! Пусть они участвуют в подготовке, например, стратегических сессий. Пусть они участвуют в самих сессиях! Если нет возможности (когда компания большая, много менеджеров, всех не пригласишь) то, как минимум, все должны быть очень хорошо информированы о том, что, например, происходило на стратегической сессии или на другой большой сессии по организационным преобразованиям. Как минимум все должны быть в курсе. Они должны получить очень четкую, конкретную обратную связь.

Раз стратегия – основа фазового перехода, стратегические сессии надо очень серьезно готовить, собирать информацию, давать людям задания. Может быть, провести предварительный прогон каких-то презентаций, чтобы на самой стратегической сессии максимально эффективно, с минимумом временных затрат рассмотреть все вопросы, которые на эту сессию вынесены.

Стратегические изменения и финансы

Еще одна ошибка, то, что вообще свойственно лидерам – игнорировать роль финансистов. Поэтому я с первых дней привлекаю всех: и финансистов, и бухгалтеров. Особенно на этом этапе, когда идет разработка стратегии, безусловно, делать ее без финансов  — это абсолютно бессмысленно!

Привлекайте финансистов. Они там же начнут думать, где мы изыщем в частности финансовые ресурсы для реализации наших стратегических задач. Тем более, если у Вас в компании уже есть какой-то бюджетный процесс. Те, кто им занимаются, с первых дней должны участвовать в трансформации, особенно в фазе глубокой трансформации.

Следующая ошибка: считать, что стратегическая сессия – это какое-то разовое событие. Нет! Это очень важная веха в процессе трансформации, которая, как мы помним, идет все время. Я не раз говорил и еще раз подчеркну, работа по развитию, по трансформации бизнеса должна стать для Ваших менеджеров привычкой. Как чистка зубов!

Соответственно, мы понимаем, что мощной трехдневной стратегической сессии предшествует какая-то работа и после нее обязательно должна вестись работа. Иначе стратегия просто ляжет на полку. Я говорю: «Если Вы делали предварительную трансформацию, скорее всего, так не произойдет». Но опять – Ваши сотрудники должны понимать, что эта, к примеру, мощная трехдневная стратегическая сессия – часть процесса, который постоянно идет в компании: подготовка, домашние задания, сама сессия, задания после нее с обязательным контролем, с презентациями, с обсуждением, с рефлексией.

Коль скоро мы говорим о стратегических сессиях, не лишним будет упомянуть, что одна из ошибок – проводить их в офисе. В идеале, конечно, лучше всего выехать. Стратегические мысли, идеи лучше всего приходят на новом месте. Особенно, если это природа; даже на кофе-брейках можно выйти и лицезреть лес, а не привычные офисные помещения и офисную атрибутику. Поэтому, если есть возможность, настоятельнейшая рекомендация – на большие стратегические сессии выезжать. Выезжать! Концентрация другая. Креатив совсем другой. КПД проведенного мероприятия будет совсем другим.

Дальше. Мы говорим, что стратегия – это элемент трансформации. Трансформация идет все время. Соответственно, и стратегию тоже нельзя написать и забыть о ней до следующего года. Нет! Может быть, раз в квартал. Это такой безболезненный вариант. Делать контроллинг. Сравнивать: что планировали, чего достигли, что не получается, по какой причине. Словом, надо постоянно мониторить и вносить изменения.

Рефлексия и технологии управления стратегическими задачами

Отсюда мы перекидываем мостик к следующий серьезной ошибке. Это отсутствие рефлексии. Рефлексия – одно из моих любимых слов. Атрибут нормального человека, который хоть как-то о чем-то задумывается. А тем более когда мы говорим об управлении, о коммуникациях, о саморазвитии… без рефлексии тут никак!

Исходите из того, что глубокая трансформация – это процесс саморазвития организации. Саморазвитие без рефлексии невозможно в принципе. Приучайте к этому своих сотрудников! Это тоже одна из причин, почему все-таки желательно выезжать. На природе рефлексия происходит шире и глубже. Проверено жизнью!

Удачи Вам!