Приветствую Вас, уважаемые Коллеги!
Пару слов о ключевых компетенциях.
Мы с Вами познакомились с общим алгоритмом разработки стратегии — Стратегическим Гексагоном. Использовали шутливый кейс – сказку «Бременские музыканты». Я обратил Ваше внимание на то, что персонажи сказки в самом начале анализируют внешнюю среду.Это то, что мы с Вами называем Анализом Контекста. Далее персонажи анализируют то, что они умеют делать лучше всего. В частности, они обнаружили у себя музыкальный талант; собственно, это повлияло на разработку их образа желаемого будущего, пункта “B”.
Это очень важный момент. Точно так же, как с Анализом Контекста, жизнь меня подвела к тому, что этот шаг также надо ставить первым в Гексагоне. Уже на этом шаге работы над стратегией надо посмотреть на себя и ответить на очень важный вопрос: «В чем наши ключевые компетенции?». Это в дальнейшем влияет на выбор стратегических альтернатив.
Обращаю Ваше внимание – мы здесь делаем исключение. Мы с Вами говорили о том, что анализ контекста – это взгляд вокруг. Мы пока не делаем SWOT-анализ, не определяем свои сильные и слабые стороны и тут вдруг, видите, исключение – взгляд вовнутрь, взгляд на самих себя.С тем, чтобы ответить на вопрос: «В чем наши ключевые компетенции?». Давайте теперь разберемся, что это такое, и почему они настолько важны в стратегическом процессе.
Не углубляясь в историю вопроса (кто этот термин предложил, почему он появился – об этом Вы можете почитать в книге), в двух словах смысл следующий. Можно сказать: «У меня что-то есть». Это мои ресурсы. Как всегда договариваемся о терминах: мои сотрудники, офисные помещения, технологии, которыми я обладаю, станки, все, что угодно, финансовые ресурсы – это то, что у меня есть.
А вот второй вопрос: «А кто я?». Он как раз отвечает на вопрос: «Что такое ключевые компетенции?». Это то, чем я являюсь. Я — как специалист, я – как стратег, я – как продавец, я – как технолог. Понятно, что если мы говорим о ключевых компетенциях компании, это касается сотрудников компании, специалистов, управленцев, еёЛидера.
Компетенция | Ресурс |
Кто я? | Что у меня есть? |
Что я умею? | Что я имею? |
Итак, «кто я» versus«что у меня есть». И второй вопрос: «Что я умею?» и «Что я имею?». То, что я умею – это то, чем я являюсь, то, что яимею – это мои ресурсы. К ключевым компетенциям мы относим свои знания, навыки, умения что-то делать. Это может быть все что угодно. Это может быть связано, например, с Вашей предметной областью. К примеру, Вы очень хорошо знаете технологический процесс в своей отрасли.Производство продукта, его характеристики и т.п.
Вот один очень показательный пример. В свое время в компании Coca-Сola я задавал вопрос: «Что является Вашей ключевой компетенцией?». И они ответили: «Наша компетенция – это умение строить сеть дистрибуции». Обратите внимание – не напиток, не рецептура, а именно умение строить сети дистрибуции.
Так что умение договариваться, умение обучать сотрудников, видеть таланты, словом – абсолютно все, что можно отнести к умениям, знаниям, навыкам, к талантам.
Компетенции обычно сложно скопировать. Сложно скопировать чей-то талант, сложно скопировать чьи-то знания, их можно получить только вместе с этим человеком.
Почему это важно для стратегии? Практика показала, что прежде чем строить образ желаемого будущего, нам очень важно понять, в чем все-таки мы сильны, в чем мы являемся корифеями. Мы знаем сети дистрибуции, или мы классно знаем рынок теплоэнергетики? Или умеем строить программы обучения управленцев? Или разрабатывать стратегии?
У меня например свои ключевые компетенции. Мне говорят, что одна из самых моих сильных ключевых компетенций – это то, что я умею на очень сложные вопросы развития бизнеса сделать хорошую, простую, понятную модель. Я умею очень хорошо объяснять сложные материи. Это одна из моих ключевых компетенций. Вот такой вот пример…
Про технологические аспекты работы с ключевыми компетенциями Вы можете прочесть в книге. Здесь я хотел сделать акцент на обосновании: «Зачем они нужны и почему они важны именно с точки зрения стратегии?».
Я иногда спрашиваю: «Что обеспечит нашу счастливую стратегическую будущность?Не с точки зрения обладания какими-то ресурсами, а с точки зрения умений, навыков и талантов?». И, если говорить о продукте этого этапа (об этом Вы тоже можете прочесть в книге) — это структурированный, сгруппированный перечень наших ключевых компетенций по различным областям – по управлению сотрудниками, по проведению совещаний, по знанию рынка конкурентов, по умению строить сети дистрибуции – по чему угодно!
Вы формируете свой список, работаете с ним, структурируете его. Это очень-очень важный продукт, имея который можно двигаться дальше и строить образ желаемого будущего.
Вот вопросы-подсказки для работы с Ключевыми Компетенциями:
И я бы ещё сюда добавил компетенцию «стратегическое мышление». Собственно во многом весь мой подход, методика направлены на развитие этой компетенции у специалистов и управленцев компании, а значит, и организации в целом.
Спасибо. Удачи Вам!
Об общем алгоритме разработки стратегии читайте пост «Шесть проверенных шагов к успешной стратегии».