• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

Сталкивались ли Вы с ситуациями, когда какое-либо устройство, которое Вы приобрели, или программное обеспечение, или вэб-страница обладают вроде бы неплохим функционалом, но ими крайне неудобно пользоваться? Например, непонятно, на какую кнопку нажимать, или Вы нажимаете, а результат совсем не такой, как Вы ожидали? Или в процессе использования у Вас постепенно нарастает раздражение? Или Вам прислали схему проезда, в которой фиг чего поймешь?

Сталкивались? Если да, значит, Вы столкнулись с отсутствием юзабилити. Что это, и почему я решил об этом написать – читайте дальше!

Юзаби́лити (англ. usability — дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность») — понятие в микроэргономике, обозначающее итоговый уровень удобности предмета для использования в заявленных целях. Термин имеет связь с понятием «эргономичность», но в отличие от последнего меньше ассоциируется с технической эстетикой, с внешним видом и более привязан к утилитарности «юзабельного» объекта.

В более широком значении также употребляется слово «юзабельность» — для определения степени полезности вещи вообще и специфических задач в особенности. Например, для механических приспособлений и инструментов (таких как дверная ручка или молоток) эргономичность формы будет повышать юзабельность вещи (т.е. «удобство применения», «дружественность и простоту при пользовании», «практичность» и вообще «применимость»).

При разработке пользовательских интерфейсов программ словом юзабилити обозначают общую концепцию их удобства при использовании программного обеспечения, логичность и простоту в расположении элементов управления. Есть такой термин – «интуитивно понятный интерфейс». Это когда Вы, например, не читая инструкцию, можете понять, на какие кнопки надо нажимать. Однако «интуитивная понятность» для разработчиков и пользователей – это две абсолютно разные вещи.

Программисты пишут программы, создают интерфейсы, которые с их точки зрения являются верхом юзабилити и «интуитивной понятности». А пользователи потом чертыхаются…

Почему так происходит? Давайте разбираться.

Только будьте, пожалуйста, внимательны! Термин в основном используется в применении к программам или оборудованию. Но, с моей точки зрения, она касается абсолютно всего, что мы делаем для своих Клиентов.

В НЛП есть концепция позиций восприятия. Представьте ситуацию – Вы стоите в торговом зале (Вы – продавец-консультант) и общаетесь с Покупателем. То, как Вы сами воспринимаете происходящее – это первая позиция восприятия. То, как ситуацию воспринимает Покупатель – вторая. И эти позиции абсолютно разные! Представьте, что есть две видеокамеры, которые снимают соответственно из первой и второй позиции. Так вот, эти две камеры снимут два абсолютно разных фильма! Там будут разные картинки, разные звук, цвет, запах и т.п.
Если Вы стремитесь стать хорошим коммуникатором (А, например, создание продуктов с высоким юзабилити является свидетельством хороших коммуникаций с Клиентом, и наоборот), то Вы просто обязаны видеть ситуацию не столько из своей, первой позиции, но и глазами своего партнера.

Вы скажете – это же так просто! Влезать в шкуру своего собеседника, видеть ситуацию так же, как он… Ничего подобного! Приложите модель позиций восприятия к ситуации, когда, например, Вы скандалите с мужем (женой). Это ведь так просто – увидеть ситуацию её (его) глазами! Начать чувствовать как она (он), принимать аргументацию… Скандал сразу закончится, разве нет?!

Попробуйте!!! В ближайшее время.

Я постоянно сталкиваюсь с разницей в восприятии. Я никогда не могу оценить заранее реакцию на свои новые продукты или изменения в них. Я могу лишь предполагать. До тех пор, пока ты не пошел с новинкой «в поле», к Клиенту, ты можешь только предполагать. Другое дело, что наличие у тебя установки постоянно думать о юзабилити (иначе – ставить себя на место Клиента) помогает минимизировать степень неопределенности.

Еще раз – юзабилити касается всего! Материальных предметов, вэб-сайтов, программного обеспечения, рекламных буклетов, схем проезда и т.п. Пишете ли Вы их «в терминах Клиента»? Легко ли ими потом пользоваться?

Примечательно, что у юзабилити есть свой день. Отмечается он 14 ноября.

Я затронул лишь одну из причин отсутствия юзабилити, связанную с разницей в восприятии. Есть и другие. Пишите, обсудим!!!

Кстати, а как Вам юзабилити этой конкретной статьи?!

Будьте здоровы! И думайте о своих Клиентах (хотя бы иногда).

Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный Консультант