• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

Сегодня на одном из занятий в бизнес-школе завязалась оживленная дискуссия на тему что есть «рынок продавца» и «рынок покупателя». Я услышал примерно следующее: «У нас кризис, всё решает наличка и предоплата, так что не до клиентоориентированности. Многие рынки, которые еще недавно были рынками покупателя, стали рынками продавца».

Так ли это? Дискуссия меня очень заинтересовала. Я увидел за ней нечто большее, чем просто «парадигматический сдвиг» в условиях кризиса. И решил для начала разобраться сам – что есть рынок продавца и рынок покупателя? Насколько жесткими являются границы этих определений? Попадает ли нынешняя ситуация под одно из определений? И т.п.

Для начала определимся с терминами. Начнем с рынка. Итак, «… Рынок — совокупность существующих или потенциальных покупателей товара; это система экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которых формируется спрос, предложение и цена товара».

Исторически выделяют два типа рынка – рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца «… характеризуется дефицитом товаров, отсутствием свободы выбора для покупателей, основной проблемой которых является покупка товара, которая может быть осуществлена только на условиях, диктуемых продавцом; положение на рынке, когда спрос превышает предложение; тип рынка, характеризующийся более сильной позицией на нем продавцов по сравнению с позицией покупателей».

Рынок покупателя «… определяется избытком товаров, наличием возможности выбора, при этом основная задача продавца — продать товар; ситуация на рынке, когда предложение производителей и продавцов товара превышает спрос на него по существующим ценам, в результате чего происходит падение цен; тип рынка, характеризующийся более сильной позицией на нем покупателей по сравнению с позицией продавцов».

Так что у нас сейчас – дефицит товаров или предложение, превышающее спрос?! Ответьте на этот вопрос сами.

Если кто забыл про настоящий рынок продавца – вспомните «счастливые» советские времена. Вспомните тотальный дефицит всего что можно купить, появление феномена «советский продавец» и «советская торговля», спецмагазины и спецраспределители (вспомните еще сколько разновидностей их было для разных категорий граждан), уголовное преследование «спекулянтов». А очереди помните? А карточное распределение товаров помните?! Напоминаю, если кто забыл!

Вот где был настоящий рынок продавца! Беда в том, что мы, уже много лет живя в рынке (хоть это и демо-версия) несем внутри себя тяжкий груз того времени. И чуть что, из глубин души, как черт из табакерки, выскакивает тот самый продавец-совок.

Ему, конечно, клиентная ориентация ни к чему…

А Вам?!