• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

Вчера я подлетал к Москве и смотрел сверху на задымленную территорию. Зрелище, надо сказать, удручающее… Несколько лет назад, когда тоже была жара и леса горели, наш самолет даже посадили в Нижнем Новгороде, но такого я еще не видел. Пожары еще не закончились. Реляции наших лидеров и кадровые перестановки продолжаются. И, поскольку это отличный повод для пиара, будут продолжаться еще долго. Однако, думаю, кое-какие управленческие уроки можно извлечь уже сейчас.

Прежде всего, хочу воздать дань уважения, снять шляпу и низко поклониться всем, кто воевал, воюет и еще будет воевать с пожарами. Это действительно подвиг! С другой стороны, почему одни должны рисковать жизнями из-за ошибок других?!

Какая связь между пожарами и хорошим или плохим менеджментом? Я увидел четкую аналогию между тем, как отнеслись к потенциальной угрозе пожаров (можно сказать, что никак), и тем, как организации относятся к своим проблемам.

В этом посте я постараюсь поднять некоторые вопросы. Ответить на них очень непросто…

Вот эти вопросы:

  • Можно ли было предсказать пожары?
  • Если можно было предсказать пожары, можно ли было их предотвратить?
  • Если можно было предотвратить пожары, или хотя бы уменьшить масштаб, почему этого не сделали?
  • Чему мы, как менеджеры, можем научиться из этой ситуации?

Итак, по порядку…

Можно ли было предсказать пожары?

Насколько я понимаю, в советское время осушались болота. Теперь торф никому не нужен. Однако все знают, что торф может тлеть даже зимой под снегом. Сейчас об этом нам с важным видом рассказывают с экранов телевизоров. Было известно, что лето будет жарким. Аномально жарким. И что, к этому как-то подготовились? Вряд ли…

Можно ли было предотвратить пожары?

Не знаю… Честно! Не специалист. Но подозреваю, что что-то всё же могло быть сделано. Из того, что делается сейчас, уже в экстремальных, практически боевых условиях. Информирование населения, эвакуация, заградительные полосы. Реформа или переоснащение соответствующих служб, наконец. Почему это делается, когда уже всё сгорело?!

Если можно было предотвратить пожары, или хотя бы уменьшить масштаб, почему этого не сделали?

Думаю, одна из причин – популизм! Да, я не ошибся. Именно популизм. Странный гибрид психологии и политики. Информирование, эвакуация, «рытье окопов» должно делаться заранее. Это трудоемкий процесс. Это тяжело психологически.

Как это ни парадоксально, но такое проактивное поведение не выгодно ни одному из субъектов (по крайней мере, в короткой перспективе). Например, попросить у государства деньги на переоснащение пожарных проще, когда уже всё горит. Посмотрите – принимаются меры по усилению пожарных подразделений. Ровно то же самое происходит в организациях. Причем зачастую уже не постфактум, а post mortem. Компанейщина, привычка махать после драки кулаками. А потом как-то незаметно всё сходит на нет. Текучка засасывает, как говорят уважаемые менеджеры.

Посмотрите. Ведь все знали, что есть проблема жаркого лета. Все знали, что есть торфяники – они горят уже не в первый раз. Можно было принять меры заранее. Скорее всего, ущерб был бы меньше. Однако «политической воли» претворить эти решения в жизнь не хватило. Все как будто сидели и ждали.

И торфяники тоже ждали… Наверное, они тоже читали прогнозы. Как всё прогрелось, так всё и началось. Надо было только небольшую искорку.

Чему мы, как менеджеры, можем научиться из этой ситуации?

В чем же мораль сей очень невеселой басни? Когда Вы как управленец игнорируете проблему, прячете голову в песок, вы как будто засовываете горящую спичку в торфяник. Потом проблема обостряется. Я всегда говорю на семинарах: «Управленские проблемы – как беременность. Они сами собой не рассасываются». Проблема усугубляется, «тлеет», и тут появляется искорка. Начинается пожар. Вы срочно бросаетесь его тушить. Дуете на огонь, потом пытаетесь сбить тряпкой… А он разгорается всё сильнее!

Так и в бизнесах… Проблему игнорируют так долго, что компания просто попадает в ловушку, поскольку само решение этой проблемы может стать такой искрой. Получается замкнутый круг, который в итоге приводит к полному параличу. А потом проблема становится кризисом. Происходит это в тот момент, когда «цена» решения проблемы становится «дороже» самой проблемы.

Мало того, тот, кто попытается проблему решить, останется без головы. Его обвинят в поджоге! Все уже привыкли не замечать эту проблему, это уже стало частью культуры. Как я бешусь от фразы «… у нас так исторически сложилось»! Видишь полный бред, спрашиваешь, почему они так делают, а тебе отвечают: «У нас так исторически сложилось». И вдруг кто-то пытается нарушить «исторически сложившийся» порядок вещей. Естественно, он автоматически станет врагом народа.

И еще. В телевизоре постоянно говорят о том, что большую роль в масштабе пожаров играет пресловутый человеческий фактор. Я понимаю, что это отличный рифрейминг – свалить всё с больной головы на здоровую. Типа «мыхорошокпожарамподготовилисьэтопростонаселение недостаточносознательное». Но всё же – человеческий фактор существует. Можно ли его исключить? Скорее всего, нет. Но организация должна сделать всё, чтобы свести его к минимуму (я имею в виду негативные аспекты человеческого фактора, когда кто-то что-то делает не так).

Организации во многом похожи на леса и торфяники. За ними надо следить, ухаживать, как за растениями. Ими надо управлять. Их надо «готовить к пожарам» прежде, чем придет жаркое лето. В итоге это означает проактивный подход к организационными проблемам.

Так что решайте проблемы.

И не горите!

Тигран АРУТЮНЯН