Приветствую Вас Коллега!
Как строится структура в хорошо управляемой компании? В компании, где есть постоянная работа с трансформацией бизнеса? Мы с Вами знаем теперь об Оперативной и Инновационной структуре управления, или «Пирамиде» и «Сети».
Это две абсолютно разные истории. Суть в том, что менеджеры компании в разные моменты находятся в разных модусах, или, если угодно, в разные моменты времени носят разные «мантии». Есть мантия под названием «Оперативное управление». Ее еще называют «регулярный менеджмент». Здесь имеется в виду обычный, каждодневный менеджмент, «без добавок».
В рамках регулярного менеджмента управленцы воздействуют на организационные составляющие с так называемого «функционального» или «оперативного» уровня. Это уже знакомые нам составляющие рынок/клиенты, технологии/продукт, сотрудники и деньги.
Вы можете спросить – а как же стратегия? Или, например, структура или культура организации?
Это отличный вопрос! Дело в том, что речь здесь идет именно о воздействии на те или иные составляющие. Мы управляем процессами, людьми, деньгами. Можно даже сказать, администрируем. Мы управляем в рамках существующей стратегии, структуры, культуры. Мы ведь не меняем их каждый день! Изменения составляющих мета-уровня происходит, как правило, во время глубоких организационных преобразований.
Символом регулярного менеджмента является пирамида. Что пирамида олицетворяет? Статику, устойчивость. Скорее всего, при слове «пирамида» возникают ассоциации с египетскими пирамидами, а ведь они стоят тысячелетиями. «Вечный покой для седых пирамид», как поется в известной песне. Пирамида – очень устойчивая геометрическая фигура. Попробуйте опрокинуть ее!
А еще пирамида предполагает иерархии. В ней есть разные уровни. Внизу потолще, дальше вверх потоньше, а наверху так вообще одна единственная точка. Но там, наверху – тот (или те), кто поважнее.
Так вот, в пирамиде все выглядит очень логично. Сверху вниз, по скалярной цепочке, идут команды, приказы, распоряжения. Снизу вверх идет отчетность и информация. Здесь нельзя управлять «через голову». И ходить «наверх» в обход начальства тоже нельзя. И все было бы хорошо. Однако все преимущества пирамиды могут стать ее же недостатками. Команды, равно как и информация, могут серьезным образом искажаться как при «путешествии» сверху вниз, так и снизу вверх. Ведь на разных уровнях пирамиды находятся разные подразделения, в которых работают разные менеджеры, и у них разные интересы. И дело не в злом умысле. Это диалектика! Мы с вами постоянно говорим о разных группах носителей целей, о разных группах интересов в организации. Это данность! Ну и просто слабые навыки коммуникаций, например.
И возникает противоречие. Мы же постоянно говорим о быстро меняющемся контексте бизнеса, о необходимости трансформации, о том, что обмен информации внутри компании становится критически важным. При этом мы как управленцы понимаем, что изоляция уровней пирамиды, изоляция подразделений и сотрудников может быть крайне опасной. Что же делать? Как использовать плюсы пирамиды и при этом иметь возможность трансформироваться?
Предвосхищаю Ваш вопрос: «А если в компании проектный метод управления? Если сама специфика бизнеса такова, что в компании есть и иерархии, и проекты, и даже матрицы?». Проектное управления, или даже матрицы – в нашей методологии это все равно «Пирамида». Обоснование очевидное – это управление во имя достичь целей компании. Стратегических, каждодневных – неважно! Это, как мы говорим, то, что менеджеры и сотрудники делают «каждый день».
Работа по развитию компании – это отдельная песня. И поется она в «Сети». Об этом следующий пост.
Прочесть про систему управления организационной трансформацией Вы можете в посте «Система и структура управления изменениями». Вы также можете пройти бесплатную экспресс-диагностику и определить основные точки развития Вашего бизнеса.
Удачи! Спасибо!