Приветствую Вас уважаемый Коллега!
Давайте вместе с Вами сделаем одну очень важную вещь – введем типологию, или классификацию управленческих решений. Это поможет нам избежать множества ошибок.
Я собрал все реально полезные управленцу-практику виды управленческих решений в менеджменте. Получилась ментальная карта. Вот такая:
Ниже она приведена в виде структурированного текста с пояснениями, где это необходимо.
В Пирамиде (Оперативный, регулярный менеджмент); В Сети (менеджмент изменений, трансформация)
Долгосрочные; Среднесрочные; Краткосрочные
Организация в целом; Бизнес-единицы; Структурные подразделения; Службы; Отдельные сотрудники
Рынок/Клиенты; Технологии/Продукт; Сотрудники; Деньги
Эти четыре Составляющие, как правило, рассматриваются в рамках Предварительной Трансформации или Оперативного управления
Менеджмент; Среда/Культура
Эти две Составляющие решаются как в рамках Предварительной, так и Глубокой Трансформации
Цели/Стратегия; Задачи/Структура; Ответственность/Подотчетность/Вознаграждения; Информация
Эти четыре Составляющие как правило решаются во время Глубокой Трансформации
Индивидуальное; Групповое
Нам ещё предстоит детальное знакомство с концепцией Kime. Вкратце – есть ли один сотрудник, у которого есть полномочия, власть, экспертность и доступ к информации для выработки и обеспечения реализации решения? Если нет, такое решение автоматически относится к групповым. Если есть, не фиг городить групповую работу!
К программируемым относят решения, которые можно получить в результате определенной последовательности шагов и действий (как в компьютерной программе). Собственно, с развитием технологий часть программируемых решений передается компьютерам. Помните нашего клерка из банка? Ряд подобных задач уже сейчас в банках, да и других организациях, решают роботы. Например, часть функций трейдеров на фондовом рынке.
К программируемым обычно относятся решения со следующими характеристиками:
К непрограммируемым относят решения в ситуациях, которые в определенной мере новы, и/или связаны с неизвестными факторами, или не структурированы. Для таких решений, как правило, нет известной последовательности шагов, и ее необходимо разработать. Подавляющее большинство решений по развитию компании относятся к непрограммируемым решениям. Попробуйте, например, «в лоб», в соответствии с каким-либо известным алгоритмом, реструктурировать свою компанию!
Сюда обычно относятся решения со следующими характеристиками:
Здесь как обычно нет железобетонных перегородок. Даже самое структурированное решение подразумевает зачастую некоторую личную инициативу лица, принимающего решение, а для выработки незапрограммированного решения мы в любом случае используем уже известные методики и технологии.
Рутинные; Уникальные
Интуитивные решения – это выбор, сделанный на основе ощущений ЛПР. Здесь не происходит глубокого анализа информации, оценок, взвешивания «за» и «против», поиска оптимума… Человек просто делает выбор. Можно предположить, что интуиция – это во многом «продукт» опыта и экспертности. Но ключевое здесь – воображение, предчувствие, инсайты, определенная спонтанность… Помните мой посыл из предыдущего поста: «… иногда лучше быстро принять хоть какое-то решение, пусть и не идеальное»? Это как раз во многом ситуация для использования интуитивного подхода.
Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный экспертностью и накопленным опытом. ЛПР делает выбор на основе анализа похожих ситуаций и их последствий из опыта. Здесь, как Вы понимаете, есть риск угодить в ловушку «… мы так делали всегда».
Рациональные решения не зависят от прошлого опыта. Они не интуитивны. Процесс их принятия предполагает выбор такой альтернативы, которая наиболее благоприятна для организации. Предполагается, что ключевые параметры такого решения можно рассчитать.
Важную вводную часть к теме управленческих решений читайте в посте «Управленческие решения – теории и реальность».
Спасибо! Удачи Вам!