• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас уважаемый Коллега!

Мы продолжаем тему Стратегических Ориентиров бизнеса. Поговорим с Вами о Миссии бизнеса, попробуем вместе с Вами ответить на важные вопросы.

Что такое Миссия? Нужна ли организации Миссия? Какова роль Миссии в стратегическом процессе? Как её строить? Какова её роль в достижении целей организации?

Посмотрите, какие определения миссии я нашел в словарях:

Миссия (от лат. missio — посылка, поручение): 1) делегация с определенным поручением; 2) дипломатическое представительство; 3) церковное учреждение, создаваемое для непосредственного осуществления религиозного влияния, обращения в свою веру

Скажите, имеет ли это определение миссии хоть что-то общее с тем, что понимается под «миссиями» в бизнесе? Откуда такой высокий духовный полет с явно религиозным настроем? Откуда такая выспренность? Одна из причин, наверное, в том, что в англоязычной бизнес-литературе слово Mission обозначает главную организационную цель. Или конкретное поручение, задание. Как, например, у Тома Круза в серии фильмов «Миссия невыполнима». У нас же оно вышло на уровень смысла бытия.

Миссия и стратегия организации

Именно поэтому я предпочитаю говорить о бизнес-миссии, или «операционной идее». Помните модель Контекста? Мы с Вами начали с того, что описали свой бизнес-процесс, или цепочку ценности, или бизнес-модель. Мы говорили с Вами о том, что это почти синонимы. И именно они являются основой работы с миссией. Поскольку Миссия является частью Стратегических Ориентиров, она описывает нашу цепочку создания ценности, или бизнес процесс/процессы в счастливом стратегическом будущем.

Как работать с миссией? Для начала надо понять, в каком мы бизнесе. Думаете, это легко? Могу сказать, что формулировка миссии занимает более чем достойный объем работы менеджеров при работе над стратегией.

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • В каком мы бизнесе?
  • Кто наши Клиенты?
  • Что представляет ценность для нашего Клиента? Что он реально покупает?
  • Что могли бы мы делать из того, что требуется на рынке сегодня и будет требоваться завтра?
  • В чем наш основной бизнес-процесс?

Что за компания у Нас? Нужно добраться до самой сути. Чем наш бизнес, наша миссия отличается от миссии компании-конкурента? Какие специфические потребности клиентов мы удовлетворяем? А если у нас сильно диверсифицированный бизнес? Можем ли мы сформулировать общую миссию для всех бизнес-единиц? А для бизнеса в целом? Чему и Кому мы служим? Еще раз — кто наши Клиенты?

Это не очевидно! Кто, например, клиент Greenpeace? Слоны и жирафы, леса и моря, или те, кто платят деньги? Подумайте!

Миссия и цели стратегического менеджмента

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу ниже.

Бизнес В «Своих» терминах В терминах Клиента
Железнодорожная компания Мы управляем железной дорогой Мы перевозим людей и грузы
Производитель копиров Мы производим копировальное оборудование Мы помогаем повысить производительность труда в офисах
Нефтяная компания Мы продаём бензин Мы поставляем энергию
Кинокомпания Мы делаем фильмы Мы поставляем развлечения
Энциклопедия Мы продаём энциклопедии Мы распространяем информацию
Компания по уборке мусора Мы убираем мусор Мы обеспечиваем чистоту
Наша компания ??? ???

Начните с простого: попробуйте для начала переформулировать свой бизнес из «своих» терминов (торговля, банк, консалтинг) в термины клиента. Стало общим местом говорить, что Клиент покупает не товары, а решение своих проблем (и приятные ощущения). Что продаете Вы, а что покупает Клиент?

И самый любимый мой вопрос — кто будет Вас оплакивать? Что произойдет, если Вас выключить из цепочки создания ценности?

Как разрабатывать Миссию бизнеса?

Обычно я предлагаю подробно расписать весь ассортимент продуктов/услуг, которые предлагает компания, и переформулировать их в терминах Клиента, начиная со слов «Мы …». Очень подробно! Пусть будет большой список, 10-20-30 пунктов. Потом его можно «свернуть». И транслировать во внешнюю среду.

И не надо врать — ни клиентам, ни самим себе. Будьте честными! У меня был забавный пример. Одна слушательница бизнес-школы, в которой я преподаю, писала диплом о крупном производителе водки, который сформулировал свою миссию в духе «Мы повышаем культуру потребления спиртного в России». Как благородно! Однако на моё предложение принести на защиту образцы продукции дама ответила отказом, мотивируя это тем, что «всё же это водка, стыдно». Без комментариев…

Опишите бизнес миссию, что конкретно Вы несете Клиентам. Сегодня и завтра. Ну а там, глядишь, и о «счастье для всех» можно написать.

Вы можете подробно прочесть про процесс разработки стратегии и Стратегические Ориентиры в моей книге «Что Вам делать со стратегией?!». Вы также можете прямо сейчас пройти небольшую диагностику и посмотреть, как выглядит стратегический процесс в Вашей компании. Увидеть его сильные и слабые стороны, насколько проработаны те или иные элементы стратегии.

Удачи Вам! Спасибо!