Приветствую Вас, Коллеги!
Этим постом начинается большой цикл статей, связанных с разработкой и реализацией
стратегии. Очень важная, актуальная тема.
Есть масса определений стратегии – из словарей, официальных, неофициальных. Мне часто задают этот вопрос: «А все-таки в Вашем представлении, что это такое?». Интересно, что у меня не было своего определения стратегии, дефиниции, что ли, такого, как в школьных учебниках – «стратегия — это то-то и то-то…».
Несмотря на то, что я уже 20 лет занимаюсь управленческим консультированием и считаюсь экспертом по стратегическому развитию (и автором книги), до относительно недавнего времени у меня тоже не было такой формулировки. И она появилась где-то лет пять или шесть лет назад, как это часто бывает, в самолете под коньяк.
Звучит она следующим образом: «Стратегия – это процесс приведения в соответствие целей, задач, пожеланий Лидера бизнеса, существующей бизнес-среды (контекста) и имеющихся у организации ресурсов и компетенций».
Вот Вы видите здесь картинку. Вы знаете, я люблю такие картинки. Это диаграмма Венна. Она показывает соотношение между множествами. Множества обычно изображаются в виде кругов. На нашей диаграмме мы видим 3 больших круга. Итак, первый круг. Это все цели и желания – в первую очередь, Лидера бизнеса, или, если чуть-чуть расширить, управленческой команды. Второй круг – это бизнес. Как он есть – с существующими ресурсами и компетенциями. При этом очень важно понимать, что какие-то ресурсы можно привлечь. Но опять же для того, чтобы понять, какие ресурсы мы можем привлечь, мы должны четко знать текущее состояние бизнеса.
И третий круг – это контекст, или бизнес-среда. И вот в том месте, где эти круги пересекаются, как раз лежит «правильный» стратегический процесс. И с моей точки зрения, как раз стратегический процесс приводит три этих очень важных элемента в соответствие. Потому что посмотрите – здесь виден явный субъект. Сама организация, вернее, ее Лидер, управленческая команда. Это субъект, главное действующее лицо. У него свои цели – бизнес-цели, возможно, жизненные – все это очень взаимосвязано.
Дальше. Есть ещё один субъект, действующее лицо, обладающее определенными ресурсами. Это сама организация, там такое-то количество сотрудников, финансовые средства, производственные мощности. И Вы видите, я обязательно выделяю компетенции. Компетенции – это вопрос стратегический. О них мы говорим, говорили и будем говорить. И есть третий круг, соответственно, субъект со своими ресурсами. Это контекст бизнеса. Бизнес находится не в вакууме! Он находится во вполне определенном контексте, или смысловом поле.
Почему это контекст, а не просто внешняя среда? Смысл здесь такой. Это не просто внешняя среда, а как я это называю, смыслы, которые нас окружают. Нас окружают клиенты, конкуренты. Нас окружают экономика, политика, социум. Есть много субъектов и объектов в контексте. И это все имеет для нас определенный смысл. Курсы валют, состояние экономики, доступность и стоимость денежных средств, потребительские предпочтения и так далее.
И наша задача, — помимо других серьезных организационных задач в том числе, — держать эти три элемента в соответствии. Вот посмотрите, что иначе получится. Допустим, мы учли пожелания собственника, составили стратегию и эта стратегия учитывает ресурсы бизнеса. Все прекрасно. Но эта стратегия «повиснет в воздухе», ибо она не будет соответствовать контексту, внешней среде.
Или другая зона, где, например, пересекаются пожелания Основателя, Лидера бизнеса и контекста. Он садится, пишет стратегию. Красивую, шикарную… Но эта стратегия не сможет реализоваться, потому что она не соответствует существующим ресурсам бизнеса.
И, наконец, зона, где вроде как хорошая, красивая стратегия, которая учитывает внешнюю среду и наши ресурсы, но абсолютно «не греет», она не интересна или тем более входит в конфликт с целями или задачами Лидера или лидеров бизнеса. Так кстати часто бывает в организациях, когда стратегии пишут без участия первых лиц. Поэтому идеальная точка, идеальное сочетание – это как раз то место, где все три круга пересекаются.
При этом мы понимаем, что эти круги «дышат». Меняется контекст, меняются цели и задачи Лидеров бизнеса, меняются ресурсы организации, компетенции, мы что-то теряем, что-то приобретаем. Соответственно и стратегический процесс должен идти в компании постоянно.
Поэтому хочу еще раз повторить, что с моей точки зрения стратегия – это процесс приведения в соответствие целей, задач Лидера бизнеса, существующих ресурсов и компетенций бизнеса и внешней среды (контекста).
И что еще очень важно, поскольку мы говорим о стратегии, а не только текущих задачах, весь этот процесс устремлен в будущее. То есть мы не просто оцениваем текущую ситуацию, но и заглядываем вперед. «Чего мы, Лидеры бизнеса, хотим через определенное время — три, пять, семь лет? Почему именно этого?». Дальше: «Какими я обладаю ресурсами и могу ли я с этой стартовой площадки стартовать в счастливое будущее?».
И третий круг – контекст – он тоже в динамике. Не просто сегодняшнее состояние контекста, но и куда он «дрейфует». Соответственно, наш стратегический контекст, на тот стратегический горизонт, который мы выбрали.
Обратите внимание, я все время называю это процесс, а не просто стратегия. Это не разовая процедура! Наш стратегический процесс как бы отслеживает все эти круги, приводит их в соответствие и старается держать нас в той зоне, где все эти три круга накладываются. И, соответственно, мы имеем полную гармонию между целями Лидера, ресурсами бизнеса и окружающим бизнес-контекстом.
Вот что с моей точки зрения есть стратегический процесс.
Спасибо Вам, буду рад услышать Вашу точку зрения на эту тему.
Удачи!
Вы можете прямо сейчас пройти бесплатную экспресс-диагностику стратегического процесса в Вашей компании.