• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас, уважаемые Коллеги!

Думаю, прежде чем погружаться в конкретные инструменты, методики стратегического управления, не грех ответить на вопрос: «А зачем вообще это надо?». Вы знаете мою философию – категорически никогда не делать ничего, что не имеет практической пользы. Это то, что я называю «управленческая ценность».

Поэтому давайте попробуем ответить на вопрос: «Для чего нужна стратегия? В чем её управленческая ценность?». Смотрите. Здесь можно рассмотреть два больших блока: внутренняя среда компании и внешняя среда. Там же находятся и две ключевые предпосылки стратегического процесса.

Стратегия развития бизнеса

Давайте начнем с внешней среды. Я люблю начинать с внешней среды – ибо там Клиенты, там наша прибыль, там наше всё…

Если говорить с точки зрения внешней среды, того, что делает компания на рынке, то здесь я бы коротко сформулировал необходимость стратегии следующим образом: «Стратегия дает компании столь необходимый и важный драйв, импульс двигаться вперед». Вроде бы это очевидно – надо смотреть на рынок, на контекст. Но жизнь устроена так, что в любой, даже самой успешной организации, масса внутренних проблем. И мы с Вами об этом говорили. Управленческий стереотип приводит к тому, что, хочешь не хочешь, взгляды менеджеров постоянно обращаются к внутренней среде компании.

Стратегия дает импульс, она побуждает нас поворачиваться в ту сторону – сторону рынка, сторону клиента, в сторону конкурента, в сторону технологических новшеств, в сторону, в конце концов, бенчмаркинга (то есть поиска каких-то эталонных историй).

Стратегия развития организации

Теперь посмотрим на стратегию с точки зрения внутренней среды. Организация – это целевая общность. В ней есть много групп носителей целей. Я выделяю обычно четыре основные группы.

Первая группа – это бизнес как таковой. У бизнеса главная цель – Клиент. Довольный. Счастливый. Возвращающийся. Сегодня и завтра.

Вторая большая группа – акционеры. Я подчеркиваю, акционер, инвестор – человек, который вложил деньги и хочет получить прибыль. Иначе это не инвестирование, а бирюльки.

Третья группа – это сотрудники. Очень утрированно можно сказать, что их главная задача – ничего не делать и хорошо жить. Я, конечно же, упрощаю.

И четвертая группа – это менеджеры. И менеджеры должны держать всю эту очень-очень конфликтную, противоречивую систему в балансе. Цели этих групп абсолютно разные. Мало того, они противоречат друг другу! Будем больше платить зарплаты – меньше получит прибыли инвестор. Будем больше вкладываться в развитие рынков, в разработку новых продуктов, в маркетинг – опять же могут пострадать и сотрудники, и инвестор. И так со всеми группами носителей целей. Если будут перекосы, например, мы слишком большое внимание уделим какой-то одной из групп носителей целей, организация начнет резко разбалансироваться.

И стратегия, — хорошая стратегия, — она как раз приводит в соответствии интересы этих очень-очень разных групп. Хорошая стратегия, я обычно говорю, является мощным целевым интегратором. Она интегрирует интересы столь разных групп носителей целей.

Разработка стратегии организации и её «продукт»

В хорошей стратегии бизнес видит своего счастливого Клиента, инвестор видит свой будущий доход, сотрудники видят свое нормальное стабильное рабочее место с достойной зарплатой, с социалкой и всем остальным, ну и менеджеры видят все это вместе. Задача менеджмента держать всю эту конфликтную, противоречивую систему в балансе.

И в заключении хотел бы Вам предложить подумать вот о чем. Можно нарисовать простую дробь. Я не знаю, что с помощью этой дроби считается. Можно написать – эффективность бизнеса, успешность его. Но смысл очень простой: в числителе мы пишем количество энергии,

strategicheskij-menedzhment

 

которое мы инвестируем в рынок, в Клиентов, во внешнюю среду, а в знаменателе пишем количество энергии, которая тратится на внутреннюю среду компании. Так вот, хорошая стратегия включает оба этих аргумента – и числитель, и знаменатель. Рынок, постоянное внимание рынку, вообще контексту и происходящим там изменениям, импульс к развитию, и с другой стороны – забота о внутренней среде компании, поддержание её в балансе.

Понятно, что по мере продвижения компании по фазам жизненного цикла баланс меняется. Где-то больше внимания необходимо уделять внешней среде, потом обращать взгляд на рынок. Но суть в том, что стратегия позволяет нам балансировать внимание, энергию, ресурсы, которые мы направляем на внешнюю и внутреннюю среду. И держать значение этой дроби адекватным и достойным.

Спасибо. Удачи Вам!

Посмотрите также статью «Что такое стратегия?»