Приветствую Вас, уважаемый Коллега!
В этом посте, который финализирует элементы моей философии обучения менеджменту, поговорим о ROI обучения.
ROI (от английского return on investment – возврат на инвестиции) — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса. Формула очень простая:
ROI = (доход – инвестиции)/инвестиции * 100%
Развитие организации, обучение сотрудников – это инвестиции. Зачастую немалые! Вы инвестируете в консультанта, преподавателя или тренера, оплачиваете помещение, оборудование, раздаточные материалы, кофе-брейки, ланчи, расходы на перелеты и много чего ещё. Сам факт того, что сотрудники вместо того чтобы находиться на рабочих местах и делать что‑то в рамках процессов компании, занимаются учебой, означает затраты. Получим ли мы на них отдачу?
Есть методики, позволяющие посчитать ROI, например, проведенного семинара. Методики спорные. И не о них мы говорим с Вами в этом посте. Я просто хочу сделать акценты – на что обратить внимание при организации обучения.
Мы с Вами знаем, что менеджмент, обучение менеджменту – это слабо структурируемая задача. Здесь много факторов, не поддающихся четкому определению и тем более измерению. Изначально рассчитать ожидаемые финансовые выгоды от программы обучения зачастую просто невозможно. Однако я предлагаю Вам обратить внимание на следующие факторы.
Как Участники реагируют на программу обучения/развития? Только не задавайте им вопросы из категории «нравится/не нравится», «довольны/не довольны». Пусть лучше расскажут, чему научились, что почерпнули, как будут использовать и т.п.
Полученные знания, умения, навыки. Об этом мы с Вами тоже говорили в посте о постановке целей/задач программ обучения и развития сотрудников
Как меняется поведение Участников на рабочем месте? Что они начали делать? Что прекратили? Как используют полученные знания? Как общаются друг с другом
Как меняется взаимодействие сотрудников друг с другом? А между отделами? Стало ли больше командной работы? Как она проходит?
Каковы ощущения Лидера? Стало ли ему проще управлять? Есть ли ощущение повышения управляемости?
Как процесс и продукты учебы влияют на показатели бизнеса? Опять, это не обязательно исчислимые «в лоб» показатели
Расчет финансового ROI от проведенных программ (если это возможно в принципе)
Слава Богу, я работаю с компаниями, которые вкладываются в сотрудников. Это бизнес‑организации, которые считают деньги и не будут тратить их просто так. У них нет «спущенных сверху» бюджетов на обучение и развитие сотрудников.
При этом мало кто из моих уважаемых Клиентов заранее считает финансовый доход от консалтинга и/или обучения (хотя и его мы обязательно ожидаем в итоге). И в моей философии говоря про ROI мы говорим обо всей отдаче, пользе, которую принесло то или иное мероприятие по развитию организации.
Это очень важно – культивировать у всех участников процесса ощущение того, что происходящее – это инвестиция, которая должна принести какой-то «доход». Например, в начале курса в бизнес-школе я могу задать вопрос: «Коллеги, вы инвестируете в этот курс три дня своей жизни, а также N количество рублей. Что хотите получить на выходе? Конкретно?». Или часто задаю этот вопрос в конце дня работы с группой: «Что получили? Каков персональный ROI каждого из вас?». Причем это может быть семинар, сессия рабочей группы – неважно! ROI должен быть всегда!
Развивайте это ощущение у своих сотрудников! Заодно и к рефлексии приучите.
Рекомендую Вам также посмотреть пост «Обучение управлению – инструменты».
О модульной программе обучения/развития управленцев Вы можете прочесть в соответствующем разделе сайта.
Спасибо! Удачи!