• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

«Благодаря рефлексии человек выделился из царства животных, смог сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой как предметом, а также получил возможность не просто познавать, но познавать самого себя».
П. Тейяр де ШАРДЕН – французский теолог и философ, один из создателей теории ноосферы

 

Приветствую Вас, уважаемый Коллега!

В этом посте, продолжающем тему обучения управлению, поговорим о рефлексии. Это часть моей философии, а также один из инструментов обучения менеджменту.

Рефле́ксия (от латинского reflexio — обращение назад) — понятие, означающее обращение внимания человека на самого себя, на «продукты» собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Например, на собственное сознание, мышление, ценности, интересы, мотивы, механизмы восприятия, принятие решений, поведенческие шаблоны и т.д.

В обиходном смысле рефлексией называют взгляд на самого себя со стороны, самоанализ, например, — собственных состояний, поступков и прошедших событий. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию.

Один из величайших оккультистов нашего времени Георгий ГУРДЖИЕВ говорил, что большинство людей всю свою жизнь просто спят. При этом они функционируют – работают, женятся, даже ставят перед собой какие-то задачи. Смысл рефлексии в том, чтобы хотя бы время от времени «просыпаться».

Вопросы для рефлексии в процессе обучения и развития

Мы задаем себе вопросы, помогающие отрефлексировать нас самих в рамках процесса развития организации и обучения:

  • Как мы взаимодействуем? Как выстраиваем групповую работу в компании, как координируем профессиональные и личностные позиции участников процесса? Что мы делаем для улучшения взаимодействия?
  • Как мы общаемся? Насколько зрелым является наше общение? Как мы воспринимаем друг друга? Интересны ли мы друг другу?
  • Как мы учимся? Как мы используем получаемые в процессе развития своей компании знания (теории, концепции, инструменты)? Вырабатываем ли мы на этой основе свое собственное знание?
  • Кто мы? Строим ли мы образ самих себя, своего собственного «Я» в результате общения друг с другом и окружающей средой? Как меняется этот образ в процессе развития компании?

О роли рефлексии в обучении управлению

Рефлексия поможет Вам стать менее самоуверенными. Самоуверенность (не путать со здоровой уверенностью в себе) приводит зачастую к ошибочным стратегическим решениям. А еще групповая рефлексия поможет менеджерам убедиться, что ими управляют не биороботы или самодур, у которого в голове «пляшет зайчик». Думаю, мотивационный аспект такого понимания сложно переоценить.

Вводите элементы рефлексии в работу по развитию компании! В учебные модули, в мозговые штурмы, групповую работу, которую Вы проводите. Начните с простых вопросов. Вы увидите, что люди начнут меняться. А вместе с ними и организация.

Рефлексия далеко не всегда гипер-комфортна. Вспомните высказывание Гурджиева – спать легче, чем бодрствовать! При этом без рефлексии не может быть обучения!

Рекомендую Вам также посмотреть пост «Обучение управлению – инструменты».

О модульной программе обучения/развития управленцев Вы можете прочесть в соответствующем разделе сайта.