Приветствую Вас!
Поговорим о том, кто такой управленец, а дальше порассуждаем, как и чему его учить. Начнем с самого термина «управление» или «менеджмент». Если посмотреть на это слово в самом широком контексте – что же такое управление? Толковый словарь школьника, например, дает следующее определение: «Управление — это процесс анализа, планирования, организации/внедрения, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы достичь целей организации». По сути, это перечисление четырех основных функций управления по Анри Файолю. Вот другое определение: «Менеджмент — совокупность определенных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом продукции».
Это всё казенщина… Давайте разбираться содержательно!
Можно сказать, что управление — это наука. Потому что есть люди, которые это изучают, пишут статьи, делают какие-то выводы, дают рекомендации, проводят исследования. Есть все необходимые атрибуты науки. В то же самое время менеджмент — это искусство. С искусством сложнее. Там сложнее что-то изучать, систематизировать, структурировать. И очень сложно что-то кому-то передавать, обучать, потому что многие вещи в искусстве в принципе невозможно структурировать и даже описать словами.
Можно сказать, что менеджмент — это определенная функция. То есть задача или набор задач, которые должны иметь какой-то результат. А ещё менеджмент — это процесс. Процесс – это изменения. Что-то происходит во времени и пространстве.
Менеджмент — это люди. Например, в контексте нашей организационной модели мы говорим о том, что составляющая «Менеджмент» — это как раз про людей. Про их квалификацию, про их умение работать в командах и так далее.
Менеджментом можно назвать структуру управления целиком: первое лицо, заместители, руководители подразделений.
Можно даже сказать, что менеджменту присущи определенные черты религиозной системы. Поскольку в религии мы должны практически всё принимать на веру, не имея возможность проверить, убедиться экспериментально, с помощью исследований.
Вот такое непростое слово – управление, менеджмент…
Теперь про самих менеджеров. Кто такой менеджер? Кто такой управленец? Опять же словарь школьника говорит нам, что менеджер – это «… наемный профессиональный управляющий, заведующий, администратор, руководитель предприятия, специалист в области управления».
Мы перечислили с Вами специфику управления как такого, увидели, насколько многогранны слова «менеджмент» и «управление». И отсюда же вытекают особенности управленческого труда.
Со всем понимаем, что очень сложно это структурировать, можно сказать, что цель управления — это определить цели организации, создать условия для их достижения и достичь их. Для этого надо координировать совместную деятельность работников организации. Но есть одно из определений организации — это «… группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей». Объектом труда (тем, на что воздействуют управленцы) является работа людей в организации. Предметом труда является информация и отношения людей в процессе управленческой работы. С информацией еще более-менее понятно, а вот что такое отношение людей?! Тут уже не так все просто.
Дальше средства труда. По моему разумению, в первую очередь, это голова; также к ней прикладываются средства оргтехники. Да, еще бы я отметил крайне важную роль коммуникаций. Я бы их тоже отнес к средствам труда менеджера.
К особенностям управленческого труда, его характеристикам можно также отнести то, что это умственный труд, это работа с людьми, постоянная работа с информацией, многообразие решаемых задач.
И я бы еще отметил, что даже в условиях, когда менеджеру необходимо жестко администрировать какие-то процессы, необходим креатив, творчество. Представьте ресторан Макдоналдс. Вроде бы особого креатива там управленцам проявлять не надо. Наверняка есть тома жестко прописанных бизнес-процессов. Они им следуют. Но и там время от времени приходится включать креатив! Потому что всегда бывают непредвиденные ситуации. Да и в «предвиденных» ситуациях без творчества никак!
И вот самый, наверное, сложный вопрос, который «тянет» за собой тему оценки труда менеджеров. Хороший он менеджер или плохой? Можно судить по продукту его работы. Но вопрос в том, что сам «продукт» тоже не всегда осязаем. Ну да, с натяжкой можно сказать: «Все просто. Есть у нас, к примеру, начальник отдела продаж. Судим насколько он хороший руководитель по объему продаж». Но это слишком плоский подход, слишком примитивный, и с его помощью можно наломать дров.
Можно сказать, что основной «продукт» работы управленца – это управляющее воздействие, которое влияет на работу людей, на их отношения в процессе и так далее.
Можно сказать, что продуктом управленца является продукт работы его подразделения (как в примере с руководителем отдела продаж). Опять же, если это подразделение, результат которого сложно измерить, или вообще невозможно, то возникает вопрос: как оценивать работу управленца, его продукт?
Иногда говорят, что продуктом работы управленца является управленческое решение. Но это тоже примитивный взгляд. Считать, что управленец — это машина по производству управленческих решений? Эдакий оракул, который время от времени что-то изрекает?
В общем, этот список можно продолжать. Все это очень непросто. Можно сюда приплести разные шутливые формулировки, такие как «… менеджер — это человек, который делает что-то чужими руками» и так далее.
Почему я об этом пишу так развернуто?
Дело в том, что у управленцев очень часто срабатывает такой стереотип поиска простых решений – «лобовых», примитивных. Я обычно использую такую метафору. Представим, что у Вас в руках трубка и шарик. Вы поставили эту трубку под небольшим наклоном. Запускаем шарик в трубу, и он выкатывается с другой стороны. Вот такие простые, понятные решения. Но, во-первых, сама жизнь многогранна, и во-вторых, сама тема менеджмента безгранична, многогранна, многослойна. Поэтому когда мы говорим об управлении, об управленцах, нам надо смотреть на этот вопрос широко. И уж тем более в такой непростой теме, как организация корпоративного обучения. Раз мы говорим, что есть специфика управления как вида деятельности, и есть специфика профессии управленец, то наверное, вести бизнес обучение так же, как изучение арифметики или музыки, вряд ли получится!
Естественно, в каждом виде деятельности есть своя специфика. Но в управлении она проявляется особенно ярко, потому что, как я люблю говорить: «Менеджмент — это про людей».
Посмотрите также пост «Обучение управлению – инструменты».
Спасибо! Удачи Вам, будем рассуждать на эти темы дальше!