• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас!

Поговорим о разных форматах корпоративного обучения сотрудников. Посмотрим на ситуацию как глазами консультанта и ведущего программ обучения и повышения квалификации сотрудников, так и глазами участников обучения.

Укрупненно можно рассматривать два основных формата учебы:

  • корпоративный формат, когда группа состоит из сотрудников одной компании (их ещё называют закрытыми)
  • так называемый открытые мероприятия, куда может прийти любой

Есть еще «полуоткрытые», например, проводимые в рамках каких-то ассоциаций или компаний вместе со своими партнерами.

Могу сказать, что открытый формат занимает небольшой процент в моей деятельности как консультанта, тренера и преподавателя. Я его не очень люблю по ряду причин; собственно, по этим же причинам можно отдать предпочтение корпоративному формату.

Есть компании с разным уровнем корпоративной культуры, разной степенью вовлеченности, разной степенью мотивированности сотрудников. Сильно может отличаться роль, уровень, степень участия Лидера в интеграции компании. Тем не менее, даже в компаниях со слабой корпоративной культурой, низким уровнем интеграции, когда люди приходят на корпоративное мероприятие, их все равно что-то связывает. Они изначально, даже не отдавая себе полностью в этом отчет, являются носителями целей, интересов той организации, в которой они работают. У них общая лексика, сленг, понятные друг другу. Кстати я как консультант всегда стараюсь по-возможности быстро в эту лексику, специфику бизнеса своего Клиента погрузиться.

Это же, кстати, один из плюсов корпоративной программы обучения сотрудников компании. Ведущий курсов обучения менеджеров, преподаватель, тренер, не может погрузиться в специфику тридцати разных бизнесов тридцати разных участников на открытом мероприятии. При корпоративном же формате это абсолютно реально. Мало того, это необходимо!

На закрытом мероприятии у людей, даже если они из разных подразделений (даже из враждующих, так тоже бывает, к сожалению), есть общий Клиент, который их всех кормит. Они подспудно понимают, что у них общие задачи. Они лучше друг друга понимают, до них гораздо быстрее доходят концепции, понятия, теории. Особенно если ведущий их может сразу привязать к специфике конкретного бизнеса. Тогда все это схватывается на лету. Поэтому если перед Вами стоит вопрос «как учить своих сотрудников?», выбирайте корпоративный формат обучения.

Корпоративное обучение и интеграция компании

На это есть ещё причины. Вы можете, например, теоретически (вряд ли Вы это сделаете, потому что это будет стоить безумных денег), отправить всех своих управленцев на программу MBA. Или отправить некоторых. Конечно, это лучше, чем организации, в которых никто ничему не учился. Но все равно – когда человек учится вне своего бизнеса, то интеграции, о которой я говорю, попросту нет.

Поэтому если компания достаточно большая и может себе это позволить, то оптимальная модель — это, например, обучиться на программе Executive MBA, топовой, сильной программе первому лицу, может быть, ближайшим замам. Еще несколько человек можно обучить на программе MBA. Еще раз подчеркиваю, речь идет о достаточно больших компаниях, где несколько сотен сотрудников и десятки, а может и больше управленцев. Но при всем этом в компании должно быть обязательно проведено корпоративное обучение!

Методы корпоративного обучения

Приходя в компанию, особенно на этапе предварительной трансформации, я предлагаю Клиентам провести модульную программу обучения. Это моя авторская программа, о ней Вы можете прочесть в соответствующей записи на сайте.

Это целостная программа. Управленческая, с элементами как оперативного управления, так и трансформации. Ее ничто не заменит! Не надейтесь на то, что проведете в компании один зажигательный тренинг, к примеру, по «Стратегии голубого океана», и все Ваши менеджеры в одночасье станут стратегами.

Или, возвращаясь к теме открытых мероприятий. Можно отправить своих менеджеров на какой-нибудь крутой, пафосный форум. Они там денек, два, три посидят. В общем, есть большая вероятность, что Вы еще больше себе навредите. На их неокрепшие умы лягут какие-то идеи и концепции, не всегда правильные в применении к Вашему бизнесу. Поэтому мой посыл таков – учите своих сотрудников внутри, у себя в компании, причем комплексно!

Корпоративные стратегии обучения

Это должна быть целостная программа, которая идет какой-то период, у которой обязательно есть цели, задачи, концепт. Обязательно с домашними заданиями! С экзаменом на выходе! Тогда, действительно, будет эффект. И его можно будет тиражировать! Некоторые мои Клиенты берут мои методики, мои учебные материалы, чуть упрощают их и «спускают» уровнем ниже. Я всегда этому очень рад! В одной компании, например, я провел корпоративное обучение в Москве для нескольких групп из около 40 человек, всю управленческую команду во главе с Лидером. А дальше резерв управленцев, а также вновь назначенных управленцев они учат сами.

Интересно послушать, что говорят о подобных программах Лидеры и управленцы. Лидер может сказать: «Мне важно, чтобы сотрудники шли к той же цели, к которой иду я. Мне важно, чтобы после учебы вырос уровень ответственности вообще и в частности за свой блок работы у каждого из управленцев. Я хочу от управленцев получать больше отдачи. Я хочу быть уверенным в своих кадровых назначениях». Абсолютно простые и понятные вещи. Но легко сказать, сложно сделать! Хорошие, качественные программы корпоративного обучения эти проблемы решают.

Участники о программах обучения

Я люблю «прокачивать» с управленческой командой любую программу обучения. Их ожидания, что они хотят увидеть на выходе и т.п. Вот что говорят управленцы: «Наличие корпоративной учебы повышает имидж компании на рынке. Компания безусловно будет работать лучше, должен вырасти профессиональный уровень. Понимание того, что в компании действительно работают профессионалы. Корпоративное обучение — это всегда групповая работа, хорошая корпоративная учеба помогает групповой работе. Люди усиливают свои знания в смежных областях, погружаются в специфику других подразделений, других специалистов. Вырастет наша управленческая квалификация, будем принимать более качественные управленческие решения. Повысится взаимозаменяемость, как минимум в рамках подразделений. Вовлеченность вырастет, понимание происходящего, ответственность. Усилится командный дух, мы действительно станем сплоченной командой и будет синергия».

Подчеркну ещё раз – это то, что говорят о корпоративном обучении сами менеджеры. Ещё они отмечают улучшение коммуникаций (а с коммуникациями у нас беда, отдельная рубрика есть про коммуникации в моем Блоге), повышение уровня взаимодействия. Конфликтов будет меньше, ниже будут так называемые «транзакционные издержки». И конечно большинство менеджеров понимает, что корпоративное обучение – это отличный трамплин для карьерного роста. Хорошее корпоративное обучение может стать основой системы наставничества.

Особенности корпоративного обучения

Вот вкратце плюсы в пользу корпоративных форматов обучения. От себя бы ещё добавил пару важных моментов:

  • В процессе обучения решаются актуальные вопросы бизнеса
  • Вместо учебных проектов можно сразу выполнять проекты, важные для компании
  • Вместо абстрактных кейсов можно брать конкретные задачи и ситуации именно этой конкретной организации
  • Корпоративная программа фактически формирует базу знаний Компании

Посмотрите также пост «Обучение управлению – инструменты».

Спасибо! Удачи Вам!