• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

Сейчас кризис. Начались массовые увольнения сотрудников и управленцев. Кого увольняют в первую очередь, как Вы думаете? Топов? Ни в коем случае! Они же випы, небожители, «Священные Коровы», от них все зависит, они ведут компанию в светлое будущее, «мы уже так много в них вложили, а где мы таких же найдем потом, когда кризис закончится», и т.д. и т.п. Да, и бонусы безумные мы им будем продолжать платить.

Увольняют ли менеджеров низового уровня, которые обычно управляют непосредственными исполнителями? Вряд ли! Они ведь «ходят по земле», даже самое недальновидное руководство понимает, что это может всерьез ослабить фронт-линию или производственные подразделения. Кто тогда будет зарабатывать деньги?!

Кто остается? Конечно же, мидлы! Польза от них неочевидна, «мы и раньше не совсем понимали, чем они занимаются, а теперь кризис, надо экономить», они составляют наименее лояльную компании прослойку, постоянно смотрят на сторону, имеют психологию наемников, «мы их обучим, а они уйдут к конкурентам» и т.д. и т.п.

Ой ли?! Я реалист. Я прекрасно знаю уровень подготовки среднего российского менеджера среднего звена. Я не питаю никаких иллюзий относительно их лояльности бизнесу, уровня развития, приносимой пользы и т.п. И вообще понятие «средний менеджмент» очень обширно – как с точки зрения решаемых задач, так и с точки зрения предъявляемых требований. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Мидлы при всех их очевидных недостатках являются местом, где аккумулируется «суммарное знание» компании. Именно в силу того, что, с одной стороны, они должны транслировать сверху вниз руководящие указания, а с другой, доставлять информацию с «нижних» уровней управления «наверх», у них поневоле накапливаются все наиболее важные знания о процессах компании (и о клиентах, кстати). От них серьезным образом зависит понимание всеми уровнями организации ориентиров и приоритетов бизнеса. А еще они играют (по крайней мере, так должно быть) не последнюю роль в мотивации менеджеров низового уровня.

Еще в восьмидесятые-девяностые годы, когда в западном корпоративном сообществе пошла мода на «плоские» структуры управления, на так называемый “delayering” (уменьшение количества уровней управления в организации), корпорации начали массово увольнять именно менеджеров среднего звена. Еще тогда один из ведущих специалистов по менеджменту Генри МИНЦБЕРГ предупреждал об опасности подобного подхода.

Мода эта дошла до нас тоже, еще до кризиса. Могу Вам рассказать массу сколь забавных, столь и трагичных подобных историй и об их последствиях.

Мидлы всегда были наиболее обделенной вниманием управленческой прослойкой. В них никогда особо не вкладывались (мотивировки см. выше). Например, учили либо топов, либо низовой уровень.

Кстати, наиболее дальновидные компании еще перед кризисом начали серьезно вкладываться в средний менеджмент, в частности, в обучение и развитие.

Посмотрим, что будет сейчас.

Успехов Вам!

Тигран АРУТЮНЯН

Абсолютный Консультант