Приветствую Вас, Коллеги!
Разберемся что значит корпоративное обучение, поговорим о его методах и способах. Коль скоро мы говорим в первую очередь об обучении управлению, давайте сделаем краткий обзор инструментов обучения.
Начнем с теорий и концепций. Мое глубокое убеждение – людей нельзя «натаскивать». Им мало просто дать инструмент или просто отработать с ним какой-то навык; очень, очень важно дать еще концепцию, идею, которая за этим инструментом стоит. Это могут быть небольшие лекционные вставки, анализ кейсов. Причем кейсы, конечно, в идеале ведущий обучения управлению, лидерству пишет сам. Я, например, потихонечку приучаю к этому сотрудников компании. Они начинают формировать базу своих собственных кейсов. Это, конечно, идеальная ситуация.
Дальше. Наличие групповой работы. Она обязательно должна присутствовать в форматах обучения! Групповая, проектная работа.
Обязательно должны быть элементы тренинга. То есть отработка навыков, «проигрывание» реальных ситуаций. Да даже презентация «продукта» работы группы или проекта – это тоже тренинг!
Ну и как всегда, королева, царица всего этого — рефлексия. То есть взгляд на себя со стороны, осмысление себя: что я делаю, как я это делаю, почему я делаю именно таким образом, осмысление своих мыслей. Да, не удивляйтесь, это тоже рефлексивный процесс – осмысливать то, что я думаю.
Обязательно домашние задания. Без этого все теряет смысл. И «формы контроля», как мы еще помним с советских времен (была такая формулировка). Например, выполнение домашних заданий как одна из форм контроля. Причем поскольку мы говорим о корпоративном формате, домашние задания должны быть по тематике, проблематике самой компании. Не надо давать людям ничего абстрактного!
И венец программы обучения — это экзамен.
Я обычно даю участникам перечень тем, которые звучат у нас во время модульной программы. Их может быть порядка 30 и больше в зависимости от длительности, от пожеланий Лидера. Соответственно слушатели знают, что по окончании модульной программы они должны все эти 30 или 40 вопросов знать и уметь презентовать. Вопросы разбиты так, что каждый из них можно полноценно презентовать примерно за 7-9 минут.
Что еще? Обязательно в процессе обучения надо формировать списки литературы! Во многих компаниях есть библиотеки. Лидеры очень любят, чтобы их сотрудники тоже читали понравившиеся им книги. Но, как правило, это носит несистемный характер, к сожалению. В корпоративном формате можно этот процесс сделать системным и гораздо более полезным. Лидер утверждает список литературы. Это примерно 30 книг. И участники знают, что минимум две трети этих книг они должны прочесть обязательно. Мало того, я настаиваю, чтобы каждый приходил на экзамен, имея презентации по трем наиболее понравившимся книгам. Точно так же, за 7-9 минут презентовать и «продать» идею – почему управленец должен прочесть эту книгу, что он в ней найдет полезного.
То же касается, кстати, тем обучения, о которых я говорил чуть выше. Их тоже надо «продать», то есть участник не просто рассказывает конкретную тему, например, SWOT-анализ, но и «продает» ее, объясняет, в чем ее прелесть для управленца, что получит управленец, овладев тем или иным управленческим инструментом.
Теперь по компоновке программ и особенностям корпоративного обучения. Корпоративное обучение, безусловно, начинаем с целей. В предыдущем посте я сделал такой краткий обзор – какие цели ставят перед собой участники. Понятно, что в среднем плюс-минус все говорят одно и то же. Но это очень, очень важно! Чтобы участники сами сформулировали, вербализовали образ результата. Что именно они ожидают на выходе? Пусть даже общими словами «… мы хотим стать профессионалами в управлении». Это очень, очень важно! Это дает то самое «владение» и ответственность участникам.
Точно так же свои цели должен вербализовать Лидер компании. Чего он хочет на выходе обучения? Пусть это будет такими широкими мазками! Ничего страшного! Потом свою точку зрения высказывают участники обучения. После этого программу можно уже более-менее начать формировать. Я предпочитаю модульные форматы. Когда с какой-то периодичностью (оптимум это месяц) идет серия модулей. Тем самым мы получаем эффект погружения. То есть участники на несколько месяцев погружаются в атмосферу постоянного обучения, домашних заданий, групповой работы, чтения литературы. Потом они начинают готовиться к экзамену. И суммарно аудиторных дней не очень много. Это может быть шесть, семь, восемь дней плюс несколько дней на экзамен. Но это уже порядка ста с лишним академических часов. И поскольку это длится несколько месяцев и между модулями также идет серьезная работа, то Вы понимаете – это уже не просто сто академических часов в аудитории, а несколько месяцев постоянного, непрерывного обучения.
Также отмечу, что здесь очень важна методическая часть. Вы формируете цели, задачи обучения. Вы делаете разбивку на модули. Причем у каждого модуля должен быть абсолютно конкретный набор тем. И, что очень важно, цели и задачи. Мы помним из классики: знание, умение, навык. Такая цепочка… Что конкретно должен знать, уметь, чувствовать сотрудник, пройдя этот модуль? Какой он на входе модуля и какой на выходе. Соответственно, делается полная структура модуля: как он выглядит, с чего мы стартуем, основные задачи модуля, основные темы модуля, какие здесь будут содержательные вопросы, какая будет практика (групповые задания, либо тренинговые элементы). Ну и как нам убедиться, что материал усвоен. Опять же, для этого используем формы контроля. И проекты обязательно! Живые, реальные проекты, важные для Вашего бизнеса!
Итак, программа в целом, разбивка на модули, сами модули, их темы, цели, задачи, образ результата. Дальше очень конкретно – что участник должен знать, уметь, чувствовать. Тогда мы избежим ловушки «… посидели 2 дня, получили кайф, а потом вернулись и делаем все точно так же, как делали раньше».
И хочу еще раз подчеркнуть, акцентировать прелесть корпоративных форматов обучения. Это очень мощный тимбилдинг! Особенно когда приходит период подготовки к экзамену. Я всегда рекомендую готовиться к экзамену в группах. Это классное командообразование!
Посмотрите также пост «Обучение управлению – инструменты».
О модульной программе обучения/развития управленцев Вы можете прочесть в соответствующем разделе сайта.
Спасибо! Удачи Вам!