• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

С волнением не уснешь. Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы еще одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
Владимир Маяковский, «Прозаседавшиеся»

На тему заседаний, совещаний и т.п. сказано и написано много. Серьезного и не очень. Зайдите в интернет – найдете кучу шуток и картинок-демотиваторов на тему заседаний и совещаний. Чаще всего собрания, совещания, планерки, так называемые рабочие и проектные группы проходят просто безобразно. Совсем в духе приведенного стихотворения Маяковского.

Не вдаваясь в конкретные детали и ошибки, скажем об основных негативных последствиях подобной «групповой работы». Можно выделить следующее:

  • Такие совещания чаще ассоциируются с потерянным временем – долго сидели, и вроде бы даже что-то решили, но «продукта», результата совещания нет
  • Есть такой термин – «партисипативный менеджмент». Это когда сотрудники участвуют в управлении. Мы с вами теперь знаем, что при прагматическом взгляде на менеджмент это просто необходимо. Так вот, подобная «командная» работа выжигает, выхолащивает идею партисипативного управления
  • Зачастую в процесс таких заседаний разрушается уже имеющийся минимальный уровень уважения участников друг к другу
  • На выходе имеем некачественное управленческое решение. Оно либо не будет выполнено, либо его выполнение приведет к нежелательным для организации последствиям
  • Отсюда – чувство глубокой фрустрации, или разочарования участников; формирование стойкого негативного отношения к групповой работе в любом виде

Гармоничные Команды и технологии командообразования

В моей методике управления изменениями, трансформации есть понятие «Гармоничная Команда™». Это основа технологий командной работы, а также командообразования для компании. Давайте посмотрим на ключевые отличия «Заседания» от работы Гармоничной Команды. Я разбил и сгруппировал отличия в соответствии с восемью принципами Гармоничных Команд, которые мы с вами будет осваивать.

«Заседание»

Гармоничная Команда

Четкая задача

Отсутствует четкая задача, либо задача переигрывается по ходу «заседания»; скачки с одной темы на другую Четко сформулированная задача с границами решения

Kime

Группа является недееспособной: отсутствуют ключевые люди, и/или в группе присутствуют избыточные участники Группа подбирается под конкретную задачу и содержит необходимый пул Полномочий, Власти, Информации и Влияния

Логистика командной работы

Председатель во главе стола; рассадка иерархичная Определенная логистика групповой работы
Визуализация отсутствует Визуализация для всех участников (флипчарты, проектор и т.п.)
Каждый ведет записи сам (чаще всего не ведет вообще) Обязательная фиксация всех элементов работы группы; доступ всех участников к записям

Правила

Четкие правила поведения отсутствуют; даже если правила есть, они нарушаются Правила поведения определены; группа им четко следует
Право высказаться даёт председатель Высказывается любой желающий и передает слово. Каждый говорит, пока не выскажется
Участники могут прерывать друг друга, устраивать полемику Немногочисленные управляемые прерывания, полемики нет в принципе

Алгоритм выработки решений

Нет ясных процедур диагностики и решения проблем Ясный алгоритм выработки/принятия решений
Принимает и вырабатывает решения председатель Решения вырабатываются по определенному Алгоритму всей Группой во главе с Ответственным

Время

Затягивание заседаний; формальное следование регламенту Трепетное отношение ко времени, адекватное следование регламенту

Роли в команде

У участников нет определенных ролей Роли определены
Каждый участник предполагает, что он и есть Идеальный менеджер Каждый из Участников знает свою конкретную Роль и понимает необходимость взаимного дополнения
Руководитель с полномочиями является председателем Ответственный является одним из участников команды

Атмосфера

Атмосфера либо сонная, либо токсичная – споры, оценки, критика Атмосфера, позволяющая решать Триединую задачу (решение проблемы, обучение, развитие, построение команды)

Мы с Вами будем постепенно разворачивать все принципы в дальнейших публикациях.

Понятно, что масштаб каждого принципа отличается. Например, соблюсти логистику командной работы относительно легче, чем, допустим, атмосферу. Но если мы говорим о необходимости следования принципам, то да, все одинаково важны! Помните старый анекдот, когда одна бригада выкапывает траншею, а другая бригада идет следом за первой и закапывает ее? На недоуменный вопрос прохожего, а в чем смысл этой деятельности, бригадир отвечает, что должна была быть еще одна бригада, которая прокладывает кабель. Вот только они сегодня не вышли на работу. Так вот, восемь принципов гармоничной команды – это восемь бригад! «Невыход на работу» любой из них делает всю работу бессмысленной (как минимум). В худшем случае можно еще таких дров наломать! Что, кстати говоря, часто происходит и приводит к той самой фрустрации от командной работы, о которой мы с вами часто говорим.

О необходимости командной работы (а также командообразования или тимбилдинга) читайте также в посте «Командная работа — для чего она нужна»

Удачи Вам!