«Имею возможность купить козу, но не имею желания.
Имею желание купить дом, но не имею возможности…»
Тост из к/ф «Кавказская пленница»
Приветствую Вас, уважаемый Коллега!
Начинаем с Вами серию постов по управленческим решениям. В связи этой темой всегда вспоминаю старый анекдот.
Приходит человек к психологу:
— Доктор, помогите. У меня тяжелое психологическое состояние, связанное с работой. Постоянные стрессы, нервозность, усталость…
— А где Вы работаете?
— На конвейере. По конвейеру движутся апельсины. Я беру бракованные и бросаю их в специальную корзину.
— И в чем же психологическая проблема? Что именно Вас беспокоит? Вроде всё просто…
— Доктор, а Вы представляете, какое количество решений мне приходится принимать в течение дня?!
Анекдоты анекдотами, однако управленческие решения в менеджменте – это одна из самых тяжелых тем… В своё время, когда я начинал заниматься бизнес-консалтингом, я попробовал прочесть несколько книг по управленческим решениям. Не смог… ни одной не смог прочесть… Причина простая – ощущение того, что это не про реальную жизнь. Вообще не про реальную жизнь. Представьте например, что книга для управленца-практика изобилует тройными интегралами. Или сложными многомерными матрицами…
Попробуйте поискать в Сети «управленческие решения» – найдете огромное количество учебных рефератов или научных статей. Ну или предложения тренингов в лучшем случае…
Между тем это очень важная тема! Управленческими решениями пронизана вся работа любого управленца. Естественно, чем выше он в иерархии, тем более сложные и ответственные решения ему приходится принимать. Управленческое решение – один из важнейших «продуктов» работы управленца, мы с Вами об этом уже говорили.
Управленческие решения относятся к так называемым «связующим процессам» в модели функций менеджмента по Анри Файолю. У них важная роль – они вместе с коммуникациями «перевязывают» все функции управления – анализ/планирование, организацию/внедрение, мотивацию и контроль. Без связующих процессов вся эта конструкция «рассыпается». На тренингах по управлению я обычно задаю этот вопрос: «Если мы всё спланировали, организовали, мотивировали всех, для чего нужны управленческие решения?!». И здесь два ответа. Первый – даже в полностью налаженных процессах есть «ветки», развилки, когда в зависимости от тех или иных факторов процесс может пойти по тому или иному пути. Пример – сидит в банке клерк и по заранее заданному набору параметров принимает решение – выдать Вам кредит или нет. Это наиболее очевидный ответ.
Но есть ещё один! Есть у меня такая поговорка, которая применима и к жизни в целом, но особенно к процессу управления: «Всё пойдет не так, как надо!». Иначе – в любом случае будут отклонения, и надо будет принимать решение.
И это в оперативном управлении, или «Пирамиде», которая нам уже знакома. Что же касается «Сети», то там управленческие решения – основной продукт деятельности. Процесс трансформации – это процесс выработки, принятия и обеспечения реализации управленческих решений. Мы исходим, например, из того, что по всем симптомам, или ПТР, выявленным во время диагностики, должны быть рано или поздно приняты какие-то управленческие решения. Я постоянно, как мантру, повторяю, что умение менеджмента выявлять и разрешать организационные проблемы является залогом успешного управления.
Хотел с Вами поделиться рядом важных положений по поводу того, что же это такое – управленческое решение, каковы его особенности, практика работы с решениями, критерии качества и т.д.
И да, иногда лучше принять хоть какое-то решение, чем медлить и не принимать никакого.
В последующих постах мы с Вами развернем ряд важных практических тем:
Вы можете пройти небольшую диагностику ситуации в Вашей компании и в том числе оценить процессы, связанные с управленческими решениями.
Спасибо Вам! Удачи!