• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас уважаемый Коллега!

В предыдущих постах мы с Вами рассмотрели Карту управленческих решений и получили рекомендации по правильной формулировке проблем. Мы теперь знаем, что формулировка проблемы и её решение, работа с ней – это два разных этапа, и их ни в коем случае нельзя смешивать друг с другом! Проверено жизнью!

В этом посте мы начинаем рассматривать второй этап работы с проблемой, а именно выработку решения. И первым шагом здесь является «прокачка» проблемы. Я называю это «предпосылками управленческого решения».

Давайте посмотрим не следующую картинку.

Шаги работы с Проблемой

Исходим из того, что у нас уже есть формулировка проблемы – крайне желательно составленная с учетом рекомендаций предыдущего поста. Первый шаг (это средний прямоугольник на схеме), – это ещё раз четко сформулировать, – в чем всё‑таки проблема? В чем она проявляется? Какие признаки? Не экономьте на этом этапе! Если Вы обсуждаете проблему со своими сотрудниками, выслушайте их внимательно! Узнаете много нового и интересного!

И основная задача этого шага – актуализировать проблему, выработать общее более‑менее единое понимание в чем она состоит. Это очень важно!

Дальше. Шаг два (это первый, левый прямоугольник на схеме). Помните, в предыдущем посте я категорически не рекомендовал анализировать причины и следствия проблем? Вот здесь как раз тот этап выработки и принятия решения, когда это необходимо сделать. Сначала мы смотрим на причины проблемы. Чем вызвана проблема? Неплохо ещё ответить на вопрос – а сколько времени она уже существует?

Причины и следствия в управленческом решении

И шаг три – последствия этой проблемы. К чему она приводит? Каковы последствия? Что будет, если мы решим эту проблему? А что будет, если мы не будет её решать?

Видите, мы как будто рассматриваем проблему в «триалектике», если можно так выразиться. Не просто сама проблема, но и её причины и следствия. Иначе – прошлое, настоящее и будущее.

Понятно, что во время обсуждения мы принимаем во внимание все ситуационные факторы – обязательно внутренние, а также внешние, если проблема связана с нашей деятельностью в бизнес‑среде.

«Прокачав» таким образом проблему, мы вырабатываем общее понимание самой проблемы, её причин и следствий. Мы понимаем, к какому классу проблем она относится. У меня есть отдельный пост с классификацией управленских решений. И исходя из этого мы можем двигаться дальше – формулировать задание по решению этой проблемы, искать ответственного, которому можно поручить решение, подбирать группу, если это необходимо и так далее.

Проблема, решение и ЛПР

Я не раз убеждался в том, как важно «прокачивать» проблемы по этой схеме. Обсуждения рулят! Меняется осмысление проблемы, особенно у Лица принимающего решение. Появляется видение того, как с этой проблемой работать. Иногда ЛПР принимает решение о том, что с этой проблемой вообще нет необходимости что-то делать. И это здорово!

Рекомендую Вам также прочесть пост «Карта управленческих решений» и другие посты в рубрике «Управленческие решения».

Спасибо! Удачи!