«Правила написаны кровью»
Неизвестный автор
«Правила просты – их нет!»
Фраза из х/ф «Правила съема – метод Хитча»
Приветствую Вас уважаемый Коллега!
Продолжаем разворачивать принципы работы Гармоничных Команд. Сегодня поговорим о четвертом принципе – Правилах. Этот принцип вместе с Логистикой в технологии командной работы отвечает за аспект организации, порядка, системы.
Сделаем краткий обзор правил. Помните пожалуйста, что это не набор типовых правил из книжек. Все правила имели прецеденты в моей реальной практике!
Правило или закон являются таковыми только тогда, когда они едины для всех. Не позволяйте никому нарушать регламент! Особенно если Вы первое лицо в компании или конкретной команде – Вы служите примером для остальных.
Обратите внимание – речь идет и о начале, и об окончании. Я обычно предупреждаю Участников, что приходить в место проведения групповой работы следует как минимум за 5 минут до начала, а лучше за 10-15. Иначе Вы увидите, как кто-то из Участников будет буквально «влетать» в помещение в последнюю минуту. Не разрешайте так делать! Я в таких случаях говорю, что это очень плохая привычка и по сути является формой привлечения к себе внимания. Типа «… посмотрите, какой я занятой». Да и просто лишний раз на себя внимание обратить. Обычно достаточно сказать это один раз…
Теперь по окончаниям. Если это большая сессия, – диагностика, стратегия или подобное, — я обычно предупреждаю, что конец может немного «плавать», поскольку это живой процесс. Но я всегда обозначаю крайнюю точку окончания любого мероприятия. Если это текущая командная работа (например, работа Временной Проектной Группы), я заканчиваю точно вовремя.
Возьмите на вооружение два тезиса: очень плохие решения принимаются в последние минуты перед окончанием командной работы, а наихудшие, катастрофические – в добавленное время. Поэтому последние минуты работы я обычно отвожу на подведение итогов командной работы. И никакого добавленного времени! Вы увидите – кто-то начнет говорить «… мы почти закончили, давайте ещё минут 10 посидим и всё решим». Нет! Ни в коем случае! Именно в это добавленное время будет принято худшее решение!
Ещё одна неприятная привычка – время брейка заканчивается, а часть Участников только начинает «тянуться» в помещение. Пресекайте! Я обычно говорю: «Коллеги, у нас брейк 20 минут. Посмотрите на часы. Ровно через 20 минут мы уже сидим на рабочих местах и начинаем работать, а не чинно-славно, с ленцой тянемся в аудиторию».
Лучше во время сессий ничего не жевать, не пить кофе. Воду же можно в любой момент и в любых количествах. Вода – абсолютная необходимость. А бутерброды, конфетки, кофе могут потерпеть до ближайшего кофе-брейка или ланча.
Да да, не удивляйтесь! Очень давно, в начале своей карьеры консультанта у одного из Клиентов я столкнулся с тем, что несколько участников вставали и выходили из аудитории. Причем даже в моменты, когда Лидер говорит что-то важное. Я спросил у Лидера, что это такое. Он ответил «… да да, вот такая у нас фиговая дисциплина, может Вы их к порядку призовете». Я конечно же призвал. И после этого случая явным образом предупреждаю всех участников, что нельзя вставать, выходить и т.п. При этом если у кого-то из участников есть серьезные (например, медицинские) основания для нарушения этого (или любого другого) правила, он обязан обсудить это с Ведущим перед началом сессии.
Обязательно всех предупредите – чтобы в аудитории ничего не пиликало. Обычно после каждого перерыва я говорю «… проверьте телефоны». Кто-то может просто забыть. Это особенно приятно, когда какая-нибудь дама оставляет свой включенный телефон в сумочке, а сумочка находится в другом конце помещения, да ещё и под ворохом шуб.
Тоже нелишне предупредить об этом участников. На одном из семинаров участники принесли с собой на семинар коньяк (семинар был выездной, на море, я бы сказал полурабочий) в полной уверенности, что можно будет его пить прямо в аудитории. Естественно, получили по шапке. Либо кто-то решит «поправить здоровье» с утра…
Правил много, продолжим их обсуждение в следующих постах.
Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».
Спасибо! Удачи Вам!