• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас, уважаемый Коллега!

Это третий пост о Правилах командной работы. Посвящен он одному из важнейших аспектов нормальной командной работы – коммуникациям.

Стиль коммуникаций

Один микрофон

В любой момент времени говорит только один человек. Неважно, группа работает вся вместе, или мини-группы работают за столами – четко следуем этому правилу. Классное правило, понятная всем сразу метафора… К ней тоже очень быстро привыкают и начинают активно использовать.

Без «хорд»

Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности. Мы используем метафору хорды, когда внутри группы образуются диалоги (такие междусобойчики), причем их может быть сразу несколько. Всё, это значит, что группы нет! Поэтому без хорд – только один участник говорит (у него «микрофон»), а все остальные слушают.

Интерпретации (в том числе взаимные)

Одна из самых сложных задач в командной работе да и вообще в управлении – научить людей слушать. Слушать чтобы понять, а не возразить. Смысл интерпретаций именно в этом. Не переиначивать слова собеседника и их смысл, не оспаривать их, а, например, задать уточняющий вопрос с тем, чтобы правильно и глубже понять смысл слов собеседника или коллеги по командной работе. Одна из мега-задач! Приучайте своих управленцев к этому! Это не просто! Но задача решаемая. Потом они же сами отмечают, насколько повысилась эффективность общения. Когда группы только овладевают методиками и инструментами командной работы, интерпретации делает Ведущий. Со временем участники учатся делать это сами, тогда можно говорить о взаимных интерпретациях.

Активно используем паузы

Один великий джазовый музыкант сказал: «Музыка – это тишина между нотами». Используйте паузы! Не «гоните»! Дайте возможность команде осмысливать происходящее. Это не значит сбавлять темп. Наоборот! Мы всегда держим хороший темп. При этом делаем небольшие паузы постоянно – просто дать возможность осмыслить, переварить, «вкурить». И сотрудников приучайте! У многих из них есть стереотип, что, например, хорошая презентация – это максимально быстро протараторить максимум информации в отведенное время.

Поднятые руки

Гадкая привычка, по другому не скажешь! Не в одной компании с этим сталкивался. Человек открывает рот, чтобы что-то сказать, и сразу видишь лес поднятых рук. К моему большому изумлению оказалось, что некоторые тренеры это рекомендуют. Мол, подними руку и держи, если есть вопрос. Этого нельзя делать категорически! Поднятая во время чьего-то выступления рука означает «… заткнись, мне не интересно, что ты сейчас говоришь». Это первый момент. И второй, очень важный – когда Вы держите руку поднятой, Вы не слушаете говорящего, а слушаете только шумы в своей голове. Я обычно говорю так – как только кто-то начинает говорить, все руки сразу опускаются, и вы начинаете очень внимательно слушать выступающего. Много шансов, что вопрос сам снимется. Если нет, только после того, как говорящий закончил, можете опять поднять руку. Ведущий соответственно следит за тем, кто поднимал руки, запоминает, и предоставляет слово всем.

Без негатива

Без комментариев! Какой бы сложный, деликатный, неприятный вопрос не обсуждала команда, надо делать это с позитивным настроем. Ведь это здорово, что мы решаем вопрос, пусть и не очень приятный. Зато мы его решим! Так что следите за тем, чтобы у группы постоянно был позитивный настрой, пресекайте негативные суждения, «скулеж», как я его называю, переводите их в описание конкретных фактов.

Никаких оценок и критики

Оценки – это высказывания в стиле «хороший – плохой». Я отучаю сотрудников своих Клиентов от оценочных суждений. Причина проста. Помимо того, что оценки могут быть крайне неприятными, негативными, они ещё не приносят никакой пользы. Например, проблема сформулированная в виде «… у нас фиговый сайт» вообще ни о чем. И совсем другое дело, например, высказывание «… у сайта не современный дизайн», или «… сайт работает медленно» и т.п.

К сожалению в нашей культуре очень любят оценки. Причем с переходом на личности. Включите любое ток-шоу, сами увидите. Господь с ними, с ток шоу! А если это в бизнесе? В управлении? О каком уважении тогда можно говорить? А между тем это один из столпов командной работы. Представьте ситуацию – сидят акционеры, обсуждают стратегию компании. Образованнейшие, начитанные люди, профессионалы с огромным опытом. И вот один из них говорит другому: «Ну что с тебя взять, ты за всю жизнь ни одной бизнес-книги не прочел». Это ещё не самый вопиющий случай из тех, которые мне приходилось наблюдать. Нет! Ни в коем случае! Искореняйте это!

Нам осталось ещё несколько важных правил и моментов; мы рассмотрим их в следующем посте.

Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».

Спасибо! Удачи Вам!