• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас уважаемый Коллега!

Мы продолжаем рассматривать Алгоритм выработки решений командой. В прошлый раз мы с Вами рассмотрели весь алгоритм, а также шаги «Разморозка», «Аккумулирование» и «Систематизация».

Мы с Вами пришли в точку, где собрали (Аккумулировали) и «разложили по полочкам» (Систематизировали) все предложения и соображения по решаемой задаче.

Итак, вместо вороха 70-80 пунктов неструктурированного списка, у нас появился структурированный список соображений и/или проблем. Теперь у нас есть продукт второго этапа – а именно структурированный список идей, соображений, проблем, предложений по задаче. Здесь я опять могу сделать перерыв. Возможно, через какое-то время я посмотрю на уже структурированный список, у меня появятся какие-то новые идеи, я туда допишу и смогу приступить к третьему шагу.

Выработка решения – Просветление, или Первичный формат решений

В нашей методике он называется Просветление, или Первичный формат управленческого решения. Представьте  — я смотрю на структурированный список, и меня обуревает ужас – как я с таким исчадием вообще мог столько лет продолжать отношения?! Это первая эмоциональная реакция, а в реальной жизни структурированный список проблем как правило дает нам очень четкое понимание задачи, с которой мы работаем. Проверено жизнью неоднократно! Одно дело просто ворох проблем компании, и совсем другое дело – структурированный с помощью какой-то модели, например, уже известной нам Модели организации. Мы четко понимаем ситуацию в компании, причем по всем аспектам её работы.

Взгляд на список предложений по решаемой задаче дает нам четкое понимание, вообще эта задача про что, с чем мы работаем, и что с этим делать. Теперь я должен выработать решения по отдельным элементам. Например, можно разбить всю большую задачу на отдельные в соответствии с ячейками таблицы и выдать в работу. Это то, что происходит в реальной жизни.

Главная задача этапа Просветления

Вернемся к подружке. Допустим, я принимаю решение, что надо срочно завязывать отношения и набрасываю план, что я конкретно должен сделать. Позвонить, написать в WhatsApp, вернуть ключи или что-то еще. Это то, что мы называем Первичным форматом решения. На нас снизошло озарение, просветление, мы увидели задачу целиком. Мы увидели структурированные, разложенные по полочкам предложения по задаче. На этом этапе уже можно выставлять первичные приоритеты, убирать те элементы, которых мы точно в реальной жизни делать не будем. Мы никогда не хватаемся за все сразу, а беремся за действительно очевидные, срочные, важные элементы.

Итак, у меня есть план. Было бы очень большой ошибкой здесь, на этом этапе, сказать: всё понятно, стегнули лошадей, поскакали. Нет! Это может привести к роковым последствиям! Я например могу вспомнить, что папа моей подружки мой самый крупный Клиент. И в случае возникновения конфликта, если в это дело будет вовлечена ее семья, я мгновенно остаюсь без бизнеса. Или ее папа начальник моей налоговой инспекции… То есть я вижу дополнительные обстоятельства, очень важные для решаемой задачи. И это четвертый этап — Аккомодация.

Выработка решения – Аккомодация

Как выглядит Аккомодация в реальной жизни? Мы провели Аккумулирование, сделали Систематизацию, увидели задачу, поделили на кусочки и выдали в работу мини-группам или просто в индивидуальную работу. Дальше мы должны аккомодировать то, что они разработали. Что такое аккомодация? Аккомодировать означает приспособить. Когда вы заходите из светлого помещения в темное, глазу нужно некоторое время на аккомодацию. Приспособиться к новой ситуации, к новому уровню освещения. Слово «приспособление» не совсем тут подходит, поэтому я использую «кальку».

И этап аккомодации очень важен! Здесь мы так называемые первичные форматы решений «приземляем». Это тест на жизнеспособность решения. Здесь прокачиваются очень важные вопросы, такие как стоимость управленческого решения, риски, персоналии… Словом, очень серьезная привязка к реальности.

Аккомодация в реальной жизни

Аккомодацию в реальной жизни к сожалению практически не делают. Могу по опыту сказать, что многие управленцы сейчас худо-бедно знают, что, прежде чем принимать решение, надо делать мозговой штурм (Аккумулирование). Делается всё крайне некачественно, мозговой штурм комкается. Например, выписываются не все соображения по решаемой задаче. Дальше всё это в лучшем случае тяп-ляп систематизируется. Дальше группа говорит: нам уже все понятно, решение есть. Аккомодацию вообще не проводят. Нет, это ошибка! Вспомните папу – начальника налоговой инспекции. Мы помним, что команды работают со сложными решениями, кроссфункциональными, с проблемами, которые в организации «висят» по несколько лет. Ребята, раз они такие простые, чего же вы их не решили «в лоб» за три или пять лет?! Так вот, на Аккомодации мы «вылизываем» решения, приводим их в порядок.

Выработка решения – Финализация

После этого – финальный этап. Он так и называется – Финализация. Пятый этап. Это фактически подготовка решения к его передаче в реальную жизнь. То есть мы приводим выработанное решение в соответствии со стандартами нашей компании, с тем чтобы его можно было передать в Пирамиду. Там оно обретет силу закона, на решении появится подпись и печать. Все, с завтрашнего дня мы по этому закону живем. Например, если наша группа вырабатывала какую-то процедуру (пусть это будет ввод в должность), то это полностью готовая, описанная и оформленная в соответствии со стандартами компании процедура.

В следующем посте мы ещё раз пройдемся с Вами по всем шагам Алгоритма и посмотрим не него целиком.

Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».

Спасибо Вам! Удачи!