• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

«Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства».
Артур КЛАРК, писатель

Приветствую Вас уважаемый Коллега!

Мы продолжаем рассматривать блок, посвященный системе работы гармоничных команд, третий блок, и в этот блок входят два принципа – «Время» и «Алгоритм выработки решений». Мы помним, что эти два принципа в методике командной работы отвечают за идеи, креатив, выработку решения; они отвечают на вопросы «Почему?» и «Когда?».

Этот пост посвящен очень, очень важной теме, а именно алгоритму групповой (или командной) выработки решений. Этот вопрос возникает всегда. Ну, хорошо, мы собрали людей, сформулировали для них четкую задачу (это первый принцип гармоничных команд), люди эти подобраны по принципу Кимэ, то есть у нас дееспособная группа. Мы их правильным образом рассадили, у них есть определенные правила…

Выработка решения – с чего начать?

И возникает вопрос – а что делать дальше? С чего начинать и куда двигаться? Нам нужна абсолютно четкая последовательность шагов для выработки хорошего, качественного управленческого решения. Данный принцип работы команд как раз про это. Я называю его «Алгоритм выработки решений» или для простоты «алгоритм 5+3», потому что, как Вы увидите, этот алгоритм включает 5 основных и 3 вспомогательных шага.

Поехали!

Вы видите графическое изображение алгоритма.

На первый взгляд кажется, что там всё сложно. Какие-то шаги, непонятные слова – Аккумулирование, Аккомодация, Финализация… Чтобы разобраться с алгоритмом, давайте используем пример из жизни. Давайте представим, что у Вас есть подружка, и Вами овладевают сомнения – следует ли с ней продолжать отношения. Помните, совсем как в фильме «Влюблен по собственному желанию», когда герой Олега Янковского анализирует свои отношения, рефлексирует. Давайте сделаем нечто подобное, но с использованием Алгоритма.

Выработка решения – Разморозка и Аккумулирование

Итак, я думаю – продолжать отношения или нет. Я сажусь, наливаю себе кофе, может быть немножечко коньяка… Это всё для того, чтобы расслабиться. Я отодвигаю все каждодневные дела, заботы, полностью концентрируюсь на решаемой задаче. Это этап так называемой Разморозки. После этого я беру листок бумаги и начинаю писать подряд всё, что я думаю об этих отношениях. Пишу про внешность своей подружки, вплоть до каких-то подробностей – ноги, руки, бюст, глаза и все остальное. Пишу про характер, предпочтения в еде, предпочтения по времяпрепровождению. Это очень важно – писать всё, что мне приходит в голову. Причем на этом этапе категорически не делается никаких оценок, никакого ранжирования, никакой группировки, никакого выставления приоритетов. Это такой абсолютно свободный мозговой штурм. Надо вытащить из себя все! Это первая фаза, фаза Аккумулирования, первый основной шаг.

Выработка решения – Инкубирование

Допустим я этот список составил, прочел, проверил несколько раз и убедился, что я иссяк. Всё, больше идей нет. После этого можно сделать небольшой перерыв (это один из наших вспомогательных шагов под названием Инкубирование). Чтобы все это осело, переварилось. Возможно, наше подсознание немножечко с этим всем поработает. А потом через какое-то время вернуться к списку.

И здесь начинается второй шаг, а именно шаг Систематизации (или структурирования). Что мы получили на выходе Аккумулирования? Нам очень четко надо понимать, что является продуктом каждого шага выработки решений. Мы получили просто ворох, неструктурированный список каких-то соображений, идей. Если, например, в реальной жизни Вы работаете с реальной задачей, это могут быть предложения по решению этой задачи. Если Вы проводите диагностику, это может быть неструктурированный список проблем компании.

Выработка решения – Систематизация

Допустим, у меня про подружку написано 70 или 80 пунктов. С такими большими списками работать невозможно, надо каким-то образом навести в этом всем порядок. Соответственно я использую какой-либо инструмент структурирования информации. Все инструменты мы рассмотрим в дальнейшем. К примеру, я решаю использовать таблицу. Группирую все пункты, которые касаются внешности. Потом группирую все пункты, которые касаются характера. Это будут строчки таблицы, а в колонках я могу выставить оценку по пятибалльной шкале, или «много /мало», «хорошо/плохо». То есть я структурирую, систематизирую все соображения, которые получил, раскладываю их по полочкам. Причем полочки (иначе – какой именно инструмент структурирования информации использовать) я определяю сам, глядя на этот список.

В следующих постах мы с Вами посмотрим, что происходит дальше.

Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».

Спасибо Вам! Удачи!