• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

Написать этот пост меня побудил один из недавно проведенных мною семинаров. По прошествии нескольких месяцев (!) работы Временных Проектных Групп® один из топ-менеджеров компании сказал: «У меня инсайт! Я наконец понял, что такое командная работа и все её неоспоримые преимущества».

При чем же здесь доллары и пенни?!

В название поста вынесена английская поговорка (точнее, её американский вариант). Дословно эта поговорка переводится примерно так: «Безрассудный, когда речь идет о крупных суммах, и мудрый, когда речь идет о мелочи». Все хотят сэкономить! Стало модным «резать косты» и т.п. При этом очень часто люди придерживаются именно этой поговорки – экономят на мелочах, а в итоге теряют гораздо больше. Происходит своеобразный рифрейминг: мы концентрируемся на мелочах, в результате упуская из виду «большую картинку».

Это касается как бытовых вопросов, так и вопросов управления компаниями.

Вот несколько «бытовых» примеров:

  • Экономить на регулярных медосмотрах, или страховке, а потом тратить бешеные суммы на лечение запущенных болезней. Это, кстати, касается страхования вообще
  • Кататься по всему городу и сжигать литры топлива в поисках бензина, которые стоит на пару копеек дороже
  • Покупать дешевую одежду, а потом часто обновлять гардероб, потому что он приходит в негодность
  • Экономить на презервативах (без комментариев)
  • Класть дешевый асфальт, а потом каждый год ремонтировать (впрочем, пример некорректный для нашей «рыночной» экономики)

А вот примеры из жизни организаций:

  • Экономить на нормальных налоговых консультантах, а потом платить пени и штрафы
  • Тратить часы на обсуждение того, как снизить издержки, вместо того, чтобы сесть и написать новый прорывной бизнес-план
  • Устанавливать дорогостоящие системы доступа в помещения, чтобы до секунд считать, сколько времени каждый сотрудник тратит на курение, а потом вычитать из зарплаты, не думая о том, на сколько процентов в результате снижается производительность
  • Городить долгие, многоступенчатые, утомительные, с вовлечением дорогостоящих топ-менеджеров процедуры приема на работу (желательно с применением полиграфа), а потом удивляться, почему люди ведут себя как овощи

Однако это не пост на тему «20 примеров экономии на мелочах». И не нравоучение. Просто хотел поделиться с Вами одним классическим примером «работы» этой поговорки в рамках управления компанией.

Я неоднократно писал о том, что в современных условиях в зрелых компаниях без командной работы обойтись невозможно. И вроде бы даже почти все этой идеей прониклись. Сплошь и рядом мы видим словосочетание «Командная работа» в списках ценностей компаний. Слово «команда» можно встретить в миссиях, видениях. Они гордо красуются на латунных табличках в офисах компаний. Иногда на занятиях, когда я рассказываю о командной работе, нет-нет да кто-нибудь скажет «… всё это у нас уже есть – и командная работа, и проектные группы». Хочу Вам сказать, что это полная лажа. Мало где в организациях есть реальная командная работа, приносящая реальную «добавленную стоимость».

Командная работа предполагает ряд очень серьезных предпосылок успеха (они же при несоблюдении являются причинами провала).

Например, такую предпосылку, как четкое следование правилам. Это как в продажах: нарушил правила – потерял Клиента. Одним из правил является качественная проработка всех этапов командной работы (опять, так же, как в продаже). К примеру, брэйнсторминг нельзя прерывать раньше времени. Или в процессе генерации идей сразу начинать их обсуждать, или тем более критиковать. Или принимать решение, не выслушав до конца всех участников команды, которых, кстати, сами же пригласили именно для того, чтобы послушать («как-бы послушать», или «типа послушать»).

Причина? Их много. Но одна из основных – это элементарная спешка, желание сэкономить. «Все же уже ясно, чего дальше обсуждать. Делать надо!». Потом хлестнули коней и поскакали. А кони некормленые. И без подков…

Это лишь единичный пример деструктивной «работы» этой поговорки. Просто командная работа – один из самых ярких примеров. А управленческие ресурсы там теряются просто бешеные.

Да! И самое ужасное: такая «командная работа», помимо того что очень затратна, создаёт у менеджмента иллюзию хорошего управления. Менеджеры расходятся, «старший» в группе радостно потирает руки, типа «… классно поработали, и, главное, быстро, решили проблему». А участники расходятся и в курилке начинают гадать, «… на фига их вообще собирали». А «решенная» проблема как бумеранг прилетает снова и снова…

Кстати! Пришлите мне, пожалуйста (просто напишите в каментах, тогда прочтут все), самый красивый с Вашей точки зрения аналог этой поговорки на русском. Я не смог найти!

Тигран АРУТЮНЯН