«Самый простой способ заставить девять человек из десяти делать по-вашему — это доверять им».
Уильям Фолкнер
Приветствую Вас, уважаемый Коллега!
Мы продолжаем крайне важную тему Атмосферы командной работы. В предыдущем посте мы с Вами поговорили об уважении и доверии в рамках технологий командной работы. Двигаемся дальше, смотрим, что создает в команде действительно гармоничную атмосферу.
Следующий элемент – открытость. Опять же здесь речь не идет, например, о разглашении конфиденциальной информации тогда, когда этого делать нельзя. Открытость состоит в том, что участники не боятся высказывать свои точки зрения. Они готовы обмениваться своими мнениями, высказывать идеи, которые не всегда соответствуют точке зрения руководства, и делают это без страха. Открытость проявляется в том, что мы даем участникам команды, да и вообще нашим сотрудникам, право на ошибку. Люди не боятся спрашивать, они терпимы к неопределённости, неясности, путанице. Соответственно, в командной работе меньше формализма, меньше иерархии, «погон». Притом что есть жесткие правила. Просто они другие!
Мы об этом говорили всегда. И открытость должна поощряться. Она должна поощряться руководством, она должна поощряться людьми с большими полномочиями, которые участвуют в работе конкретной команды. И тогда доверие будет расти, и тогда открытость будет расти. И это дает возможность людям развиваться глубже. Ну и на всякий случай – помним правило «Хвалим публично, а замечания делаем наедине» (в общем случае).
Следующий важный момент Атмосферы Гармоничных команд — это разнообразие. Разнообразие, непохожесть. Мы говорили об этом не раз с Вами. Нет смысла собирать в команду клонов. Туда должны прийти люди с а) разными стилями, тогда решение будет рассмотрено с разных точек зрения, и б) из разных подразделений, иначе, с разными интересами. Они не похожи, они разные, и это надо ценить, это надо уважать. Мы говорим о том, что мы не просто сглаживаем, нивелируем отличия; наоборот мы их используем, мы их подсвечиваем на благо той задачи, ради которой команда собралась. Я всегда на семинарах говорю: «Ребята, уважительное отношение к разности, к непохожести людей, которые пришли сюда в группу или на семинар, оно не в том, что вы во всём будете с ними соглашаться. Оно в том, что вы будете внимательно, очень внимательно и глубоко слушать и слышать их точки зрения. Соглашаться или нет, это второй вопрос».
Несогласие — это тоже элемент разнообразия. Еще раз подчеркиваю – групповая работа не подразумевает стопроцентного консенсуса, когда все участники во всём согласны друг с другом. Алгоритм «5+3», который мы с вами рассматривали, как раз направлен на то, чтобы в случае отсутствия стопроцентного консенсуса (а это будет всегда – ведь в команду пришли разные люди, из разных отделов) найти ту равновесную точку, которая устраивает всех участников. Чуть-чуть, где-то в чём-то, кто-то с каким-то из элементов решения будет не согласен. Но на выходе, когда мы делаем Закрепление (это слово должно быть Вам знакомо из того же Алгоритма), вся группа говорит: «Да». Даже если мы в чём-то немного не согласны с принятым решением, мы свято ему будем следовать, потому что мы вырабатывали его вместе. Были Правила, был Алгоритм, была правильная Атмосфера. И наше несогласие, оно уменьшилось, оно минимизировалось.
Это, уважаемый Коллега, реально так по жизни происходит! И если командная работа выстроена правильно, вы никогда не услышите фразу: «Ну, это всё херня, я со всем этим не согласен, и следовать не буду». Нет, скорей Вы услышите фразу «… да, мы выработали решение совместно». Возможно, не все от него в полном восторге. Как я обычно говорю, «… все слегка недовольны». Значит, выработали хорошее решение, несогласие сработало нам на пользу, оно помогло нам увидеть все аспекты управленческого решения. И как раз всё, о чём мы говорим, — доверие, открытость, — оно помогает людям высказывать несогласие, высказывать его цивилизованно, без хамства, без нападок, без перехода на личности. Любое несогласие – это источник информации, это делает управленческое решение более полным.
Следующий пункт – Сотрудничество, кооперация. Атмосфера в команде должна быть такой, что слова людей, жесты, позы, — абсолютно всё говорит о том, что они сотрудничают. Отсюда знакомая нам рассадка «подковой», отсюда набор правил. Вот всё это приводит к тому, что мы получаем сотрудничающих людей, а не конфликтующих; не людей, которые пришли и плотно сидят в парадигме «свой – чужой», «моё – твоё» и тому подобное. Мы здесь вместе решаем сдачу, важную нам всем. И поэтому, если Вы, например, ведете групповую работу или являетесь в группе Ответственным, то очень много зависит от Вас – насколько Вы реально эту атмосферу можете создать. Люди это реально чувствуют! И всё это проявляется.
Продолжим с Вами обсуждение этой важной темы в следующих постах.
Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».
Спасибо Вам! Удачи!