• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас, уважаемый Коллега!

Этот пост завершает тему структурирования и систематизации информации. Мы с Вами помним, что инструменты эти можно использовать как в индивидуальной работе, так и при выработке решения командой. Структурирование информации – важная часть процесса выработки решений и вообще деятельности любого менеджера.

В предыдущих постах мы с Вами рассмотрели шесть инструментов – Таблицы, Матрицы, Ментальные карты, Диаграмму Ишикавы, Алгоритмы и блок-схемы, Сетевые и календарные графики. В этом рассмотрим ещё два.

Поехали!

7. Анализ силовых полей

Анализ силового поля мы используем при анализе ситуаций. Представьте, что Вы диагностируете (или анализируете) какую-то ситуацию с тем, чтобы выработать решение. В ситуации есть как движущие, так и сдерживающие силы. Силы, «толкающие» ситуацию в два противоположенных направления. Как минимум! Таких направлений может быть больше чем два. Например, известная модель конкуренции Майкла Портера – это тоже анализ силовых полей.

Аккумулируйте все силы, действующие в каждом из направлений, визуализируйте их! Например, когда я рассматриваю с Клиентом какую-то дилемму, я просто пишу на флипчарте проблему, порождающую дилемму, провожу вертикальную черту, и аккумулирую соображения всех Участников процесса выработки решения. И пишу справа и слева список сил, которые соответственно «за» или «против» в этой ситуации.

8. Структурированный текст

Наконец, ещё один инструмент структурирования информации – это структурированный текст. Да, не удивляйтесь, это тоже инструмент! Представьте, что Вы пишете корпоративный кодекс своего бизнеса. Вы точно так же пройдете уже известный нам шаг Аккумулирования, а затем начнете структурировать все положения кодекса. К примеру, часть элементов кодекса, которая касается дресс-кода, часть элементов, которая касается взаимодействия с Клиентами. Всё это, кстати говоря, можно делать в ментальной карте, однако на выходе Вам всё равно нужен текст, верно? Книжечка, брошюра, буклет, на которой будет написано «Корпоративный Кодекс Компании такой-то». Мы ведь привыкли, что конституция, свод законов или устав караульной службы – это тексты, где есть разделы, главы, параграфы. Иногда там есть изображения, схемы.

Здесь тоже очень важна визуализация. Текст должен быть представлен наглядно и красиво. Абзацные отступы, отбивки и тому подобное… Не экономьте на этом! Сквозь хорошо оформленный текст «проступает» его структура!

Люди сейчас всё сложнее и сложнее воспринимают написанные тексты, но без них невозможно к счастью. Поэтому для текста крайне важно – как он структурирован, как выглядит, насколько визуально представлен, насколько его легко читать.

О глубинной структуре

В заключение этого поста хотел бы упомянуть такое важное понятие, как глубинная структура. В частности, текста, но не только. Вот пример. Многие великие писатели по сути дела делали ментальные карты своих произведений. Тогда софта не было, во времена Достоевского или Толстого. Они просто это делали на листочках бумаги, как бы картировали, то есть делали карту будущего произведения или его отдельной главы. Наверняка делали не просто так!

Дело в том, что потом, когда вы на основе этой ментальной карты пишете текст, даже если это художественное произведение, то вот эта вот глубинная структура каким-то волшебным образом работает. Работает изнутри, из глубины текста. И делает текст гораздо более понятным и доходчивым. Так вот все инструменты, которые мы с Вами рассмотрели, они по сути дела и создают эту глубинную структуру. И помогают нам вместо вороха проблем, предложений и/или идей получить четкое, структурированное, наглядное представление о ситуации и решениях, вытекающих из неё.

Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».

Спасибо Вам! Удачи!