• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

Приветствую Вас, уважаемые Коллеги!

В прошлом посте мы с Вами рассмотрели принципы управления Анри Файоля. Напоминаю, что в моих учебных программах для управленцев-практиков этот вопрос является обязательным! Он крайне важен. Он касается подходов, методов, целей, инструментов управления.

Принципы управления тех лет исходили из следующих посылов:

  1. Предприятие – это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны
  2. Главный фактор успеха – рост масштабов производства и услуг
  3. Главная задача менеджмента – рациональная организация производства, использование ресурсов и повышение производительности труда
  4. Главный источником прибавочной стоимости – рабочий и его труд
  5. Система управления должна быть построена на функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы, а также контроле деятельности.

Подходы к управлению изменениями

Я обещал Вам перекинуть мостик к современным подходам к управлению. С тех пор как Файоль сотоварищи сформулировали свои принципы управления, жизнь сильно поменялась. Изменились посылы в основе парадигм управления. Компании из закрытых всё больше превращаются в открытые системы, фактор успеха – адекватный маркетинг, а не рост производства, выросла роль стратегических подходов. Люди уже не просто источник прибавочной стоимости, а источник компетенций, знаний, они реализуют свой потенциал. Выросла роль организационной культуры.

Всё это привело к появлению новой парадигмы управления. Одним из её глашатаев стал Питер Друкер – очень уважаемый мною автор и бизнес-мыслитель.

Я собрал в таблицу и сопоставил «старые» и «новые» принципы управления. Как обычно – никаких догм! Это всего лишь пища для размышлений и дальнейших конкретных действий.

Принципы управления 20-е годы 90-е годы и дальше
1.    Разделение труда Специализация работ Лояльность организации и сотрудников друг другу
2.    Полномочия и ответственность Делегирование полномочий и жесткий контроль Ответственность – основа успешного управления
3.    Дисциплина Соглашения между рабочими и руководством Коммуникации (вертикаль, горизонталь, диагональ)
4.    Единоначалие Один начальник Сочетание с групповой работой
5.    Единство действий Единый план Совместное планирование, участие каждого в общих результатах
6.    Подчиненность личных интересов Примат интересов организации Учет интересов всех групп носителей целей
7.    Вознаграждения Справедливая оплата работы Удовлетворенность от работы
8.    Централизация Баланс между централизацией и делегированием Большая децентрализация и делегирование, целостность
9.    Скалярная цепь Цепь команд («цепь начальников») Сквозные коммуникации, умение общаться со всеми группами носителей целей
10. Порядок Работник на месте и место для работника Этичное отношение друг к другу
11. Справедливость Справедливость на всех уровнях скалярной цепи Честное отношение и доверие к людям
12. Стабильность Лояльность и долгосрочная работа Стратегия, больше внимания внешней среде
13. Инициатива Независимые суждения в границах полномочий Инициатива, компетентность, знание основ менеджмента
14. Корпоративный дух В единении — сила Важен вклад каждого; самосовершенствование

Будет интересно узнать Ваше мнение о принципах управления.

Спасибо! Удачи Вам!

Алгоритм организационных изменений смотрите в посте «Методика управления изменениями – что делать?!»