• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Итак, Глубокая трансформация. Что это такое? Каково её место в модели управления организационными изменениями? Мы с Вами говорили о том, что организационные преобразования, организационные изменения, трансформация имеют свой алгоритм, последовательность шагов. Обычно на тренингах я задаю этот вопрос: «Зачем вообще что-то делить на этапы, на шаги?». И самый очевидный, простой ответ в том, что это значит, что эти шаги друг от друга отличаются. Иначе какой смысл их выделять?

И второй важный момент — у каждого этапа есть своя цель. Например, 5 этапов продаж, которые вроде как всем известны. У каждого этапа есть своя цель или задача, которую мы решаем. Точно так же есть общий алгоритм организационной трансформации. В нем есть диагностика. У нее свои цели и задачи. В нем есть Пре-трансформация, у которой свои цели-задачи.

То же с Глубокой организационной трансформацией. В чем роль этого этапа? Структуру организационных проблем можно сравнить с деревом. У дерева есть корни. Они зачастую не видны, но мы знаем, что корневая система очень важна. Дерево оттуда получает питание. Есть фраза: «Потерять корни» и так далее. То есть корни очень важны. Пусть даже они не всегда видны. Это очень важный момент! Их не видно, но они большие.

Корневые проблемы организации

Корневые проблемы во время трансформации

К корневым проблемам организации можно отнести, например, недостатки в стратегии компании, в структуре, общей системе ответственности/подотчетности и, соответственно, в системе вознаграждений верхнего уровня, в информационной системе, ее архитектуре. Словом, в том, что мы называем составляющими мета-уровня.

И что еще очень важно, к корневым проблемам, а также узлам, можно отнести ещё две составляющие, которые мы называем «Портал» – это составляющие Культура и Менеджмент. Они тоже корневые! Много чего в организации растет оттуда. Например, стиль управления Лидера по цепочке транслируется на всю организацию.

Так вот, если мы хотим что-то серьезно поменять в компании, надо работать с корнями. И я еще раз акцентирую — предварительная трансформация делается с пониманием, что рано или поздно, а лучше рано (через год) надо будет приступить к решению корневых проблем. Я как мантру все время повторяю: «Годик. Годик нужен на предварительную трансформацию». Что мы примерно через год обязательно займемся корнями тоже, потому что мы понимаем, что это корни. И растет все именно оттуда.

Глубокая трансформация: что это такое и куда она ведет

Именно Глубокая организационная трансформация работает с корневыми причинами, к которым мы относим стратегию, структуру, систему всеобщей ответственности/подотчетности и информационную систему. Мы помним, что портал (а именно составляющие Менеджмент и Культура) начинают трансформироваться уже во время диагностики и особенно после нее. Когда мы начинаем Пре-трансформацию, люди повышают свою квалификацию, учатся работаться в командах. Портал открыт! И через год можно приступать к глубоким преобразованиям.

Обычно глубокие организационные преобразования переводят компанию в следующую фазу жизненного цикла. Мы обязательно уделим внимание фазам жизненного цикла, потому что много очень мифов на эту тему. Переводная литература на эту тему начала появляться где-то лет 10 назад. И в управленческой среде бытует много мифов и ложных предположений. Поэтому о них отдельно поговорим. Сейчас же предлагаю просто принять, что любая организация проходит через фазы жизненного цикла и, как правило, для перехода на следующую фазу нужна глубокая трансформация, то есть новая стратегия, новая структура, далее через запятую всё, о чем мы с Вами говорили выше.

Можно провести следующую аналогию. Сказать, что предварительная трансформация – это эволюционный процесс. Он идет все время. Я об этом постоянно говорю. Менеджмент компании должен научиться в параллель с оперативной работой заниматься развитием бизнеса. Это непросто! Но этому можно научиться. Год после диагностики как раз то самое время.

Стратегия управления изменениями в организации

Стратегия управления изменениями в организации

Но приходит момент, когда надо делать глубокие преобразования, осуществлять, как я их называю, фазовые переходы. Из одной фазы жизненного цикла в другую. И там без глубокой трансформации не обойтись. Основой трансформацией служит стратегия. Вы можете почитать о ней в других статьях блога. Можете почитать о ней в моей книге. Про стратегии будет обязательно большой цикл статей здесь, в блоге.

Так вот основу фазовых переходов составляет стратегический процесс. У меня есть своя методика, так называемый Стратегический Гексагон Тиграна Арутюняна™. Мы как будто «заныриваем» в Гексагон, прокручиваемся по нему, потому что эта фигура циклическая. И выходим уже в следующей фазе жизненного цикла. Если очень коротко: мы разрабатываем новую стратегию. Как правило, появление новой стратегии тянет за собой появление новой организационной структуры. А те задачи, которые мы заложили в стратегию, должны отразиться в структуре, в целях, в задачах. И так до каждого сотрудника!

Процесс глубоких преобразований

Дальше мы меняем систему всеобщей ответственности/подотчетности. Мы как будто «раздаем» стратегию, раздаем цели всем менеджерам и сотрудникам компании. И, скорее всего, у нас изменится архитектура всей информационной системы компании. Вы меня спросите: «Как же так? Мы существуем 20 лет, ни о каких стратегиях управления изменениями слыхом не слыхивали, или что-то делали, но без какого-то системного подхода. Как же мы а) до сих пор живы? и б) как же мы все-таки по фазам жизненного цикла передвигались?»

Об этом будет отдельный пост. Обещаю! Еще раз могу сказать: «Раз Вам столько лет и Вы успешны, значит, Вы всё делали правильно». Обязательно про это напишу!

Так  вот, соответственно, если предварительная трансформация – это эволюция, то глубокая трансформация – это революция. Только ради Бога без каких-то аналогий с бунтом, кровью. Вопрос не в этом! Революция обычно означает качественный переход. Как нас учили в школе — революция это смена исторической формации и т.д. Примерно то же самое происходит в организации. Были в одной фазе и перешли в другую. Вот в чем суть!

И просто примите следующий посыл: «Без глубоких преобразований, без глубокой трансформации, как правило, переход в следующую фазу жизненного цикла просто невозможен».

Подробнее о развитии организации читайте в статье: «Управление изменениями — что такое Претрансформация»