• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас, уважаемые Коллеги!

Этот пост посвящен первому шагу разработки стратегии. С чего начать процесс разработки стратегии и постановки в компании процесса стратегического управления? Каков исходный этап разработки стратегии бизнеса?

В прошлом посте мы познакомились с Вами с общим алгоритмом разработки стратегии, так называемым Стратегическим Гексагоном Тиграна АРУТЮНЯНА™. И первым шагом в нем является Анализ Контекста.

Стратегический анализ

Напоминаю, что есть моя книга по разработке стратегии. Там можно детально прочесть про Анализ Контекста и другие инструменты. Здесь же, в посте, я хотел акцентировать ряд очень важных моментов и дать некоторые обоснования, пояснения, почему именно этот шаг. Почему он является первым, его важность, какие тут есть ключи, например, для Вас, как для человека, который решил разработать стратегию своего бизнеса.

Вообще, это очень интересно. Гексагон появился не сразу. Он трансформировался. Раньше он был линейным, как блок-схема программы, потом стал циклическим. И цикл, круг подчеркивает то, что этот цикл непрерывный. Мы постоянно находимся в таком стратегическом процессе.

Мало того, раньше я начинал разработку стратегии с описания пункта “B”, то есть той точки, куда бизнес хочет прийти. И я сталкивался с тем, что стратегии разрабатывались без должного учета факторов внешней среды. И уже потом, дальше, во время SWOT-анализа или сравнения с конкурентами всплывала необходимость все-таки внимательно посмотреть вокруг, проанализировать среду бизнеса, понять, какие там есть для нас важные движущие силы.

Это и есть первая причина, почему мы начинаем разработку стратегии с Анализа Контекста, со взгляда вокруг. Потому что все самое интересное там, за окном, за забором. Там конкуренты, там Клиенты, там какие-то изменения в технологиях, в обществе, в экономике и так далее. Там прибыль наконец!

И разработку стратегии мы должны начинать там, во внешней среде. И уже после этого можно строить пункт “B”, анализировать свои силы и слабости. В общем, двигаться вперед по Гексагону. Итак, это первая причина: чтобы строить стратегию, нужно хорошо знать внешнюю среду.

Вторая причина может показаться относительно простой, или не очень важной, при этом она очень-очень важна. Представьте, что Вы разрабатываете стратегию вместе со своей командой. Вы – Лидер. Вы изначально мыслите стратегически. Вы привыкли мыслить из будущего в настоящее. Но Ваши сотрудники к этому абсолютно не приучены. Для них это что-то радикально новое. У них наступает то, что называют «когнитивным диссонансом».

И как раз первый овал Гексагона, — Анализ Контекста, — это их первое серьезное упражнение в том, чтобы вырваться из тисков оперативки, текучки и потихоньку, постепенно начать формировать у себя стратегический подход, стратегическое видение. Это очень важный момент!

Выбор стратегии

Итак, я подчеркну, первое, – бессмысленно разрабатывать стратегию без понимания внешней среды, без того, куда все это двигается. И второй важный момент – это инструмент развития стратегического мышления у Ваших сотрудников.

Об инструментах Анализа Контекста Вы можете прочесть в моей книге; здесь же хочу акцентировать – что же является продуктом этого этапа работы над стратегией.

Продукт этого этапа – это собранные, сгруппированные и далее отобранные основные движущие силы внешней среды. То, что важно для нашего бизнеса. В книге Вы увидите очень простую, понятную модель контекста. Я разработал её на основе других моделей, смиксовал их, подкорректировал, что-то добавил, и сделал нормальный рабочий инструмент. Посмотрите – во внешней среде масса факторов, которые для нас имеют ту или иную степень важности. Это безграничный океан. И модель позволяет нам все это многообразие факторов классифицировать.

Я очень люблю словосочетание «разложить по полочкам». Это действительно полочки, по которым раскладываются все элементы контекста. И мы понимаем, что для нас является самым важным во внешней среде на ближайший период, например, на 4-5 лет. Как выбирать стратегический горизонт, мы с Вами уже говорили.

Итак, еще раз: необходим анализ контекста и инструмент вовлечения Ваших сотрудников в стратегический процесс. И не теряйте, пожалуйста, фокус. Продуктом этого этапа должен быть собранный, структурированный в соответствии с той моделью, которая Вам предлагается, абсолютно четкий перечень так называемых драйверов, ключевых движущих сил внешней среды, которые мы считаем важными для нашей стратегии.

Спасибо Вам. Удачи!

Об общем алгоритме разработки стратегии читайте пост «Шесть проверенных шагов к успешной стратегии».