• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас, уважаемые Коллеги!

Мы с Вами теперь знаем общую модель разработки стратегии — Стратегический Гексагон Тиграна Арутюняна™. Мы говорим, что на втором этапе разработки стратегии мы рисуем пункт “B”. В посте была картинка, и там принят срок разработки стратегии – пять лет. И сразу возникают вопросы: «Почему не 15? Почему не 25? Почему не 3?». Сразу хочу Вам сказать, что это совершенно естественно и это один из самых часто задаваемых вопросов: «А на какой срок? На какой период надо разрабатывать стратегию?».

Попробую ответить. Я для себя выявил 4 критерия, или фактора, по которым можно и нужно выбирать период разработки стратегии. Мы его будем называть «стратегический горизонт».

Динамика рынка

Первый фактор – динамика рынка. У Вас есть бизнес, который работает на определенном рынке в определенной отрасли. Вы для этого бизнеса разрабатываете стратегию. Первое, на что Вы должны посмотреть – это общая динамика рынка – насколько быстро там все меняется. И это нам подскажет, какой срок можно считать стратегическим.

Технологический цикл

Второй фактор, во многом связанный с первым, это технологический цикл – сколько в Вашем бизнесе длится, например, разработка какого-то продукта и вывод его на рынок.

Например, в авиации достаточно длительные сроки по разработке нового самолета или нового двигателя. Естественно, эти сроки тоже сокращаются, технологии двигаются вперед. Но все равно это годы. Раньше, например, разработка автомобиля длилась 5 лет. Сейчас сократили до трех. Соответственно, на таких рынках стратегическим горизонтом будет что-то порядка пяти лет, а может быть и дольше.

Если взять нефтяную отрасль, там технологический цикл, так называемый «дебет скважины» (сколько времени скважина может давать нефть) составляет около 20-30 лет. Соответственно, там серьезные, сильные стратегии как раз должны строиться лет на 30.

Другой мой любимый пример. Нет смысла строить стратегию лесной отрасли на 5 лет, потому что дерево растет 50. Соответственно, стратегия там должна строиться на 60-70 лет, может быть, даже больше.

Подвижность контекста

Третий фактор – общая подвижность контекста. Мы уже знаем с Вами, что это такое. И я бы особенно отметил подвижность политического контекста. Мы с Вами живем в достаточно подвижном политическом контексте. Все меняется очень быстро, неожиданно, не всегда понятным, предсказуемым образом. Соответственно, это тоже надо учитывать при разработке стратегии.

Стратегический план

И четвертый очень важный вопрос, который я всегда задаю лидеру компании после того, как мы, естественно, прошлись по первым трем пунктам. И вопрос, который я задаю лидеру: «На сколько лет вперед Вы хотите заглянуть и построить будущее своего бизнеса?».

С учетом всего того, о чем мы с Вами говорили, в среднем в бизнесах, с которыми я разрабатывал стратегию, стратегический горизонт мы принимали от 3-х до 7 лет. Меньше 3-х смысла нет. По моему разумению плюс один год от сегодняшней даты – это все-таки тактика.

Понятно, что на горизонте один год тоже могут быть приняты глубокие, важные стратегические решения. Но с точки зрения планирования – это все-таки тактика. Мало того, когда мы с Вами будем обсуждать составление стратегического плана, мы увидим, что обязательно строятся планы от сегодняшней точки плюс один год. Это то, что мы должны начинать делать уже сегодня, чтобы прийти в то самое счастливое будущее.

Об общем алгоритме разработки стратегии читайте пост «Шесть проверенных шагов к успешной стратегии».

Спасибо Вам. Удачи!