• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

«Никогда не позволяйте морали удерживать вас от правильных поступков»
Айзек АЗИМОВ, «Академия»

Приветствую Вас уважаемый Коллега!

Продолжаем тему Стратегических Ориентиров как составляющей стратегического управления. Мы с Вами рассмотрели Vision (образ желаемого будущего) и Mission (Бизнес-миссию, или операционную идею).

Следующей элемент – Credo. Мы с Вами ответим на ряд вопросов. Что такое кредо? Как работать с ценностями? Какова роль ценностей в модели стратегического управления? Как соотносятся ценности и убеждения с оперативной деятельностью компании?

Как мы это с Вами часто делаем, начнем с определения. Итак, кредо – это:

Кредо (от лат. credo — верую): 1) символ веры; 2) убеждения, взгляды, основы мировоззрения

Место Ценностей в модели стратегического управления

Считаю этот элемент стратегических ориентиров исключительно важным. Почему? Работая над корпоративной стратегией, Вы обязательно столкнетесь с существующей в Вашей организации системой ценностей. И выскажу крамольную мысль — система ценностей подвержена изменениям! Это часто вызывает возмущение аудитории. А как же «истинные ценности», они же «вечные» и т.п.? Давайте разбираться.

В реальной бизнес-практике кредо корпорации, или её философия, отражает тот набор базовых ценностей, которыми руководствуется организация внутри себя и при взаимодействии с окружающей средой. Проявляются ценности в преобладающих нравах, обычаях и ожиданиях в организации. Основатели бизнеса, ТОП’ы транслируют свою систему ценностей во всю организацию. Система ценностей ориентирует руководителей, в частности, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Можно смело утверждать, что стратегическое и тактическое поведение находится под сильным влиянием ценностей.

Экспресс-анализ системы Ценностей

Хотите сделать экспресс-анализ системы ценностей? Спросите, что организация «делает всегда» или «не делает никогда». Например: «Мы берем на работу только лояльных людей». «Мы не занимаемся водкой и сигаретами». «Мы никогда не будем торговать оружием». «Мы никогда не будем заниматься розницей». «Мы не продаем в кредит». «Мы не растем быстрее, чем на 20% в год». Все это — заявления ценностей. Каковы ценности Вашей компании? Чем руководствуетесь Вы? Какие Ваши ценности надо оставить, придерживаться их и далее? Есть ли ценности, от которых Вам надо отказаться? А какие надо «ввести» в компании?

Работа над стратегией, выбор стратегических альтернатив обязательно связан с анализом и при необходимости с изменением существующей системы ценностей. Меняется внешняя и внутренняя среда, меняются стратегические задачи. Зачастую жесткое следование существующим ценностям не даст Вам измениться.

Система ценностей и позиционирование бизнеса

И еще. Чётко разработанное кредо или философия бизнеса даёт хорошую информацию о компании всем «заинтересованным группам». Если исходить из того, что основная цель миссии с точки зрения потребителей состоит в том, что общественно ценного предлагает миссия, то функция кредо в большей степени задаёт «правила игры», т.е. какими средствами организация планирует достигать этих целей. Наличие чёткой философии бизнеса, развитая корпоративная культура, репутация и др. имеют решающее значение для успешного функционирования организации в долгосрочной перспективе. Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании. Хорошая ли репутация у компании? Была ли её деятельность последовательной? Как выглядит эта компания по сравнению с другими фирмами в этой отрасли? Привлекает ли «правильных» людей?

Работа с ценностями в рамках стратегического управления

Как мы работаем с ценностями? Всё уже привычным нам образом. Составляем большие предварительные списки ценностей и убеждений, далее смотрим, решаем, какие ценности и убеждения надо оставить (то есть мы с ними идем дальше), какие надо убрать, какие, возможно, переформулировать, а какие привнести (это те, которых у нас пока нет, но они нам необходимы).

Разработанные в рамках Стратегических Ориентиров Ценности в дальнейшем используются в Политиках по Составляющим (Овал 4 Гексагона) в части «Приоритеты».

Вы можете подробно прочесть про Стратегические Ориентиры в моей книге «Что Вам делать со стратегией?!». Вы также можете прямо сейчас пройти небольшую диагностику и посмотреть, насколько проработаны те или иные элементы стратегии.

Удачи Вам! Спасибо!