• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас, уважаемые Коллеги!

Любая управленческая концепция, методика, инструмент всегда имеет аргументы «за» и аргументы «против». Да что там отдельные методики или инструменты – про весь процесс управления, менеджмента можно сказать, например, что это – полная ерунда, лженаука, что заниматься им смысла нет. Или наоборот. То же самое можно сказать про конкретный инструмент, например SWOT-анализ – хороший это инструмент или плохой, устаревший или современный, и привести аргументы за и против.

И в этом посте, поскольку мы начали серию статей по стратегии, я хочу (как это делал уже не раз) стать адвокатом дьявола, иначе, встать в позицию «от противного» и привести аргументы против занятия стратегическим управлением. Доказать Вам, что стратегия бизнеса вообще абсолютно бессмысленна.

Писал уже на эту тему, но пишу еще раз, потому что жизнь меняется, меняются аргументы, как «за», так и «против».

Поехали. О чем тут можно сказать?

Стратегия и непредсказуемость внешней среды

Первый аргумент, который конечно же приходит в голову – это непредсказуемость внешней среды. Все меняется очень быстро, и какая тут на фиг стратегия?! Модно говорить о турбулентности внешней среды, о disruptive innovations и много ещё о чем. Какой смысл что-то планировать, в условиях подобной непредсказуемости, если буквально завтра, даже не послезавтра, все поменяется?!

К этому аргументу, поскольку мы находимся в России, добавляется еще наша российская непредсказуемость, которая вообще беспрецедентна.

Идем дальше. Что еще можно сказать? Какие контраргументы к разработке стратегии привести? Например, то, что банально не хватает времени. Нет времени заниматься стратегией! Сказать, например «…пока мы будем писать стратегию, жизнь уйдет вперед». Опять же в силу того, что все очень быстро меняется. Очень много требуется энергии, внимания для того, чтобы быть в тренде, следить за всем происходящим. Что-то в компании постоянно переналаживать нет времени. Садиться, писать стратегические планы, писать проекты по их реализации времени нет.

Меня окружают идиоты...

Следующий аргумент: «А с кем вообще все это делать?». Или, как я это называю, «… меня окружают идиоты». Уровень управленцев очень низкий. Уровень сотрудников очень низкий. Даже если лидеры бизнеса сядут, что-то придумают, абсолютно не факт, что их «недоразвитые» управленцы и сотрудники смогут все это внедрить.

Следующий аргумент. Поскольку в большинстве российских бизнесов у руля стоят собственники, основатели, то в общем-то стратегию определяют единолично они. Мало того, они ее достаточно часто меняют. Ну и какой вообще смысл в таких условиях что-то прописывать, если завтра сам же собственник все это поменяет?

Можно ещё сказать, что весь стратегический менеджмент – это теория. Придумки профессоров бизнес-школ. А есть реальная жизнь. Вообще это забавно. Я не раз ощущал витающую в воздухе атмосферу «… сейчас всё это закончим и вернемся в реальную жизнь». Например, что-нибудь продадим.

Да, можно привести еще такой немного парадоксальный аргумент. Если мы что-то запланируем слишком жестко, слишком инструктивно, с цифрами, то есть опасность, что мы сами себя загоним в рамки. То есть стратегия будет сковывать нашу инициативу и полет нашей фантазии и креатива.

Такой вот перечень аргументов… Можно привести ещё… Уверен, Вас есть свои. Подумайте о них! А дальше мы с Вами посмотрим, какие аргументы можно привести, и, соответственно, обосновать, что все-таки стратегия необходима. И, что очень важно, возможна.

Спасибо. Удачи Вам!

Посмотрите также статью «Что такое стратегия?»