• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас, уважаемый Коллега!

В этом посте, который финализирует элементы моей философии обучения менеджменту, поговорим о ROI обучения.

ROI (от английского return on investment – возврат на инвестиции) — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса. Формула очень простая:

ROI = (доход – инвестиции)/инвестиции * 100%

Обучение – инвестиции или затраты

Развитие организации, обучение сотрудников – это инвестиции. Зачастую немалые! Вы инвестируете в консультанта, преподавателя или тренера, оплачиваете помещение, оборудование, раздаточные материалы, кофе-брейки, ланчи, расходы на перелеты и много чего ещё. Сам факт того, что сотрудники вместо того чтобы находиться на рабочих местах и делать что‑то в рамках процессов компании, занимаются учебой, означает затраты. Получим ли мы на них отдачу?

Есть методики, позволяющие посчитать ROI, например, проведенного семинара. Методики спорные. И не о них мы говорим с Вами в этом посте. Я просто хочу сделать акценты – на что обратить внимание при организации обучения.

Мы с Вами знаем, что менеджмент, обучение менеджменту – это слабо структурируемая задача. Здесь много факторов, не поддающихся четкому определению и тем более измерению. Изначально рассчитать ожидаемые финансовые выгоды от программы обучения зачастую просто невозможно. Однако я предлагаю Вам обратить внимание на следующие факторы.

Факторы успешности обучения

  1. Реакция Участников

Как Участники реагируют на программу обучения/развития? Только не задавайте им вопросы из категории «нравится/не нравится», «довольны/не довольны». Пусть лучше расскажут, чему научились, что почерпнули, как будут использовать и т.п.

  1. Получаемые знания

Полученные знания, умения, навыки. Об этом мы с Вами тоже говорили в посте о постановке целей/задач программ обучения и развития сотрудников

  1. Изменение поведения

Как меняется поведение Участников на рабочем месте? Что они начали делать? Что прекратили? Как используют полученные знания? Как общаются друг с другом

  1. Взаимодействие

Как меняется взаимодействие сотрудников друг с другом? А между отделами? Стало ли больше командной работы? Как она проходит?

  1. Лидер

Каковы ощущения Лидера? Стало ли ему проще управлять? Есть ли ощущение повышения управляемости?

  1. Польза для бизнеса

Как процесс и продукты учебы влияют на показатели бизнеса? Опять, это не обязательно исчислимые «в лоб» показатели

  1. Расчет финансового ROI

Расчет финансового ROI от проведенных программ (если это возможно в принципе)

Слава Богу, я работаю с компаниями, которые вкладываются в сотрудников. Это бизнес‑организации, которые считают деньги и не будут тратить их просто так. У них нет «спущенных сверху» бюджетов на обучение и развитие сотрудников.

При этом мало кто из моих уважаемых Клиентов заранее считает финансовый доход от консалтинга и/или обучения (хотя и его мы обязательно ожидаем в итоге). И в моей философии говоря про ROI мы говорим обо всей отдаче, пользе, которую принесло то или иное мероприятие по развитию организации.

Восприятие ROI Участниками

Это очень важно – культивировать у всех участников процесса ощущение того, что происходящее – это инвестиция, которая должна принести какой-то «доход». Например, в начале курса в бизнес-школе я могу задать вопрос: «Коллеги, вы инвестируете в этот курс три дня своей жизни, а также N количество рублей. Что хотите получить на выходе? Конкретно?». Или часто задаю этот вопрос в конце дня работы с группой: «Что получили? Каков персональный ROI каждого из вас?». Причем это может быть семинар, сессия рабочей группы – неважно! ROI должен быть всегда!

Развивайте это ощущение у своих сотрудников! Заодно и к рефлексии приучите.

Рекомендую Вам также посмотреть пост «Обучение управлению – инструменты».

О модульной программе обучения/развития управленцев Вы можете прочесть в соответствующем разделе сайта.

Спасибо! Удачи!