• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас уважаемый Коллега!

Продолжаем тему обучения сотрудников организации управлению, разворачиваем основные элементы работающей философии обучения менеджменту.

Вопрос – можно ли научить человека управлять? Можно ли вообще научить менеджменту? Ну, наверное, если бы я считал, что нет, вряд ли бы учил людей управлению. При этом, как в известном анекдоте, «… есть нюансы».

Специфика управленческого труда

Мы с Вами не раз говорили о том, что у управленческого труда есть специфика. Это касается и предмета труда, и средств труда, и характера труда, и оценки результатов. А еще речь идет о людях и об управлении ими, что требует так называемых «мягких» навыков (коммуникации, мотивация людей и т.п.). И мы опять упираемся в тему обучения. Обучения управлению, которое по большей части относится к так называемым слабо структурированным задачам. И вопрос «… как научить человека управлять?» волнует умы ученых с момента зарождения менеджмента как науки. И как организовать обучение и развитие персонала, как мотивировать людей учиться? Как управлять этим процессом?

Я в своей практике использую и делюсь с Вами подходами, инструментами, проверенными на практике. Мы с Вами их разворачиваем, поясняем… Пояснения необходимы, поскольку каждое из названий инструментов используется в очень разных значениях.

В моей философии обучения, тренинга и т.п. Вы видели пункт «Научить нельзя, научиться можно». Наверняка у Вас появились вопросы. Идет ли речь о том, что в процессе обучения не нужен преподаватель? Что человек должен учиться всему сам! Нет, конечно. Что же я тогда имею в виду?

Специфика обучения управлению

Процессу обучения посвящены тома научных исследований. Как происходит когнитивный процесс, чему и как учить, особенно взрослых… С моей точки зрения, есть одна ключевая предпосылка — человек должен хотеть учиться! Он учится сам. Преподаватель или тренер ему просто в этом помогает. И тут возникает дилемма. Большинство сотрудников не хотят учиться. Это данность! Почему это так — оставим за скобками. Но это так. И что же делать? Как привить любовь к обучению? Нам ведь все время говорят, что времена изменились, что знания очень быстро устаревают, что надо учиться всю жизнь… Как быть?

Ответ может показаться вам парадоксальным. Сначала надо заставлять; потом сотрудники сами втянутся. Я вспоминаю один эпизод из своей прошлой ереванской жизни. Представьте — конец восьмидесятых, зима, холодный темный город (отопления нет вообще, электричество дают на несколько часов в день). Лифт естественно не работает. И каждый вечер, поднимаясь на свой этаж, я слышал звуки скрипки. Играл соседский ребенок. Каждый вечер, несмотря на холод и темноту. Как-то раз я спросил его отца, в чем секрет (а его отец и мать были музыканты и преподаватели). Отец мальчика сказал мне: «Только заставлять! Потом втягиваются. В среднем ребенку на это нужно года два. Дальше начинают сами от этого получать удовольствие».

Обучение управлению – можно ли научить управлять?!

Мотивация сотрудников к обучению и развитию

Примерно те же самое происходит со взрослыми. Слава богу, период более короткий — от полугодия до года. Это очень хорошо видно, например, когда я провожу у Клиентов модульные программы обучения. Обычно они длятся более полугода, включают аудиторные занятия, домашние задания, групповую работу… Участники часто признаются, что осознание происходящего приходит к ним лишь к третьему-четвертому модулю. А полное — после сдачи экзамена. Так что опять, мы возвращаемся к фактору управленческой воли и вовлеченности руководства компании. Если с самого начала руководство задает серьезный настрой, дальше все постепенно меняется к лучшему.

Практика показала, что реально конченых людей, которым уже ничего не надо, очень мало. Но они есть. Вам решать, что с ними делать…

Прочесть про мою философию обучения, тренинга и консалтинга Вы можете в посте «Обучение управлению – философия от Тиграна Арутюняна». Также рекомендую почитать посты в рубрике «Обучение управлению».

Удачи! Спасибо!