• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Иоанн 1;1)

Примечательно, что понятием «слово» здесь обозначается «Логос». Что это такое? В древнегреческом языке это и собственно слово, и закон всемирного развития, и закон жизни отдельного человека. И, конечно же, Высшая Сила, управляющая миром. Позднее, в трудах ранних христианских мыслителей, сам Логос отождествлялся с Сыном Божиим, Иисусом Христом, сошедшим на Землю для спасения человечества.

А Вы спасаете мир? Или разрушаете его? Следите ли Вы за своими словами?

Обратите внимание – слово лечит, слово окрыляет, вдохновляет, но оно же ранит и убивает. Чем больше Ваша ответственность (читай – в случае, если Вы – менеджер, чем выше Вы в управленческой иерархии), тем весомее будет Ваше слово, и тем более созидательным (или разрушительным) оно может быть.

Не только слово, даже жест! Нахмуренные брови, наклон головы, качание или кивки…

Пока Вы были внизу, Вы могли говорить всё что угодно. Хмуриться. Мотать головой как хотели. Да хоть прядать ушами! Вас либо слушали «через пень колоду», либо вообще игнорировали (я специально утрирую). Но вот Вы начали подниматься вверх по управленческой лестнице. И Вас начали слушать всё внимательнее и внимательнее. Ловить Ваше настроение. Обращать внимание на жесты. «Шеф сегодня не в духе – опять засучил рукава».

К сожалению, многие мои Клиенты не понимают этого. Не раз я был свидетелем того, как прямо на семинарах, в присутствии своих сотрудников, они начинали говорить просто разрушительные вещи. Давать оценки, вешать ярлыки. Говорить в категориях «хорошо – плохо». Разрушать сложившийся на семинаре уникальный микроклимат доверия и открытости. Благо как Ведущий я могу это жестко пресекать. А если такого человека нет? А если «просто слова» нанесут непоправимый урон Вашим сотрудникам? Психологические травмы порой гораздо опаснее физических, да и лечатся сложнее. А потом боссы удивляются, почему вдруг «упала производительность», и начинают срочно искать «новые мотиваторы».

Почему так происходит? Попробую найти оправдание. Вернее, не оправдание. Оправдания этому нет и не может быть! Просто объяснение.

Вот такая у нас культура… Закладывалось это еще в школе. Наша система образования не давала детям права на ошибку. В условиях тоталитарного государства может быть только две точки зрения. Зато у учителей было право вешать ярлыки, насмехаться над учеником при всем классе. А наше «доброе» советское кино? Посмотрите, как много там агрессии, споров, взаимных оскорблений, оценочных суждений. Главные цвета – черный и белый, «хорошо – плохо».

Конечно, не в одном наследии дело, хотя уши его торчат отовсюду. Ситуация усугубляется тем, что креативные люди (а именно они, как правило, становятся основателями и лидерами бизнесов) вообще плохо слушают, не следят за реакцией аудитории. Им зачастую лишь бы сказать, послушать самих себя, покрасоваться. И это при том, что сами они бесконечно ранимы и на дух не переносят не то что критику, а любые слова, которые не являются похвалой в их адрес.

Я неоднократно писал о том, что у нас дикая дистанция власти. Попав на управленческую должность, манагеры стремятся оправдать этот стереотип и отдаляются от сотрудников – в том числе, произнося «неправильные слова», вешая ярлыки и присваивая оценки. Наверное, надеются, что так их некомпетентность будет менее заметной.

А еще наш менеджмент очень маскулинный (я не про гендерный состав армии управленцев), брутальный – в своих худших проявлениях. Раз так – надо меряться… Чем именно, я надеюсь, Вы, Читатель, поймете…

Хотите быть таким менеджером?! Флаг в руки. Но если Вы хотите стать настоящим управленцем, учитесь использовать слова! Да и не только слова, жесты тоже! Ведь слова и жесты окрыляют, вдохновляют, мотивируют.

Короче — чем выше в иерархии, тем шире уши и уже рот. Слушайте больше, чем говорите! Хотите что-то сказать – думайте о последствиях. Хотите критиковать – подумайте тысячу раз, стоит ли это делать. Если да, какие подобрать слова, чтобы Ваша критика превратилась в позитивную обратную связь, с помощью которой Ваш сотрудник сделает шаг вперед. Хотите похвалить – делайте не раздумывая!

Но внимание! Слишком рьяно хвалить одну сотрудницу в присутствии других сотрудниц, наверное, тоже не стоит .

Короче – фильтруйте базар!

Удачи Вам!

Тигран АРУТЮНЯН