С волнением не уснешь. Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы еще одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
Владимир Маяковский, «Прозаседавшиеся»
На тему заседаний, совещаний и т.п. сказано и написано много. Серьезного и не очень. Зайдите в интернет – найдете кучу шуток и картинок-демотиваторов на тему заседаний и совещаний. Чаще всего собрания, совещания, планерки, так называемые рабочие и проектные группы проходят просто безобразно. Совсем в духе приведенного стихотворения Маяковского.
Не вдаваясь в конкретные детали и ошибки, скажем об основных негативных последствиях подобной «групповой работы». Можно выделить следующее:
В моей методике управления изменениями, трансформации есть понятие «Гармоничная Команда™». Это основа технологий командной работы, а также командообразования для компании. Давайте посмотрим на ключевые отличия «Заседания» от работы Гармоничной Команды. Я разбил и сгруппировал отличия в соответствии с восемью принципами Гармоничных Команд, которые мы с вами будет осваивать.
«Заседание» |
Гармоничная Команда |
Четкая задача |
|
Отсутствует четкая задача, либо задача переигрывается по ходу «заседания»; скачки с одной темы на другую | Четко сформулированная задача с границами решения |
Kime |
|
Группа является недееспособной: отсутствуют ключевые люди, и/или в группе присутствуют избыточные участники | Группа подбирается под конкретную задачу и содержит необходимый пул Полномочий, Власти, Информации и Влияния |
Логистика командной работы |
|
Председатель во главе стола; рассадка иерархичная | Определенная логистика групповой работы |
Визуализация отсутствует | Визуализация для всех участников (флипчарты, проектор и т.п.) |
Каждый ведет записи сам (чаще всего не ведет вообще) | Обязательная фиксация всех элементов работы группы; доступ всех участников к записям |
Правила |
|
Четкие правила поведения отсутствуют; даже если правила есть, они нарушаются | Правила поведения определены; группа им четко следует |
Право высказаться даёт председатель | Высказывается любой желающий и передает слово. Каждый говорит, пока не выскажется |
Участники могут прерывать друг друга, устраивать полемику | Немногочисленные управляемые прерывания, полемики нет в принципе |
Алгоритм выработки решений |
|
Нет ясных процедур диагностики и решения проблем | Ясный алгоритм выработки/принятия решений |
Принимает и вырабатывает решения председатель | Решения вырабатываются по определенному Алгоритму всей Группой во главе с Ответственным |
Время |
|
Затягивание заседаний; формальное следование регламенту | Трепетное отношение ко времени, адекватное следование регламенту |
Роли в команде |
|
У участников нет определенных ролей | Роли определены |
Каждый участник предполагает, что он и есть Идеальный менеджер | Каждый из Участников знает свою конкретную Роль и понимает необходимость взаимного дополнения |
Руководитель с полномочиями является председателем | Ответственный является одним из участников команды |
Атмосфера |
|
Атмосфера либо сонная, либо токсичная – споры, оценки, критика | Атмосфера, позволяющая решать Триединую задачу (решение проблемы, обучение, развитие, построение команды) |
Мы с Вами будем постепенно разворачивать все принципы в дальнейших публикациях.
Понятно, что масштаб каждого принципа отличается. Например, соблюсти логистику командной работы относительно легче, чем, допустим, атмосферу. Но если мы говорим о необходимости следования принципам, то да, все одинаково важны! Помните старый анекдот, когда одна бригада выкапывает траншею, а другая бригада идет следом за первой и закапывает ее? На недоуменный вопрос прохожего, а в чем смысл этой деятельности, бригадир отвечает, что должна была быть еще одна бригада, которая прокладывает кабель. Вот только они сегодня не вышли на работу. Так вот, восемь принципов гармоничной команды – это восемь бригад! «Невыход на работу» любой из них делает всю работу бессмысленной (как минимум). В худшем случае можно еще таких дров наломать! Что, кстати говоря, часто происходит и приводит к той самой фрустрации от командной работы, о которой мы с вами часто говорим.
О необходимости командной работы (а также командообразования или тимбилдинга) читайте также в посте «Командная работа — для чего она нужна»
Удачи Вам!