• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

 

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь…
Иван Андреевич КРЫЛОВ, басня «Квартет»

Приветствую Вас уважаемый Коллега!

Продолжаем раскрывать принципы работы Гармоничных Команд. Сегодня поговорим о третьем принципе – Логистике командной работы. Этот принцип в технологии командной работы отвечает за аспект организации, системы, порядка.

Логистика командной работы завязана на один важнейший постулат: участники групповой работы не должны думать ни о чем, кроме решаемой задачи! Их ничего не должно отвлекать, ничего не должно мешать или доставлять любые неудобства. Это касается всего: освещение, мебель, оборудование, наличие воздуха, температура в помещении и т.п. И логистика должна способствовать решению «Триединой задачи».

По оборудованию мы с Вами поговорим в следующем посте. Здесь же обсудим рассадку и помещение.

Общий принцип здесь следующий – рассадка должна имитировать круг, или «подкову». Неважно, используете ли Вы столы – в любом случае Участники командной работы должны хотя бы частично видеть друг друга все.

Поэтому это может быть классическая «подкова», как на рисунке выше, либо рассадка за столами, как на рисунке ниже.

Как я обычно поступаю с выбором помещения и рассадкой для групповой работы? Здесь влияют два ключевых фактора – вид, задача, решаемая группой (например, это работа Временной Проектной Группы, или большая диагностическая сессия, или стратегическая сессия и т.п.), а также размер группы. Эти два фактора влияют на размер помещения, поскольку к очевидному фактору (размер группы) подключается также рассадка, расстановка оборудования и т.п. А это в свою очередь зависит от задачи, решаемой группой. Например, для больших диагностических или стратегических сессий, или учебных модулей, когда число участников может быть около 40 человек, и в зале есть одновременно рассадка «подкова», а также несколько столов для групповой работы, я предлагаю площадь не менее 120 кв.м. Думайте не только о рассадке, но и, например, о количестве воздуха. Мозг во время умственной деятельности потребляет большое количество крови и, соответственно, кислорода.

Командная работа – размер помещения

Слишком большое помещение (типа гигантского конференц‑ или кинозала) тоже нежелательно — участники «потеряются» и будут чувствовать себя неуютно. В таких случаях помещение можно зонировать – зона рассадки «подкова», зона рассадки за столами, зона для кофе-брейков, гардероб и т.п. Как минимум рабочая зона должна быть достаточно плотной.

Помещение не должно иметь перепадов высот – сцен, подиумов и т.п. Если таковые есть, категорически запрещается использовать несколько уровней. Вся группа, все участники, а также ведущий, должны размещаться только на одном из уровней!

Командная работа – кто будут Ваши «соседи»

Желательно, чтобы помещение было изолированным, а не смежным. Если помещение отделено временными перегородками, необходимо убедиться, что за перегородкой ничего шумного происходить не будет (например, песнопений, громких выкриков хором, просмотра кинофильмов и т.п.). Этот пункт появился в моих требованиях после двух семинаров. Один проходил на территории гостиницы, в которой было несколько конференц-помещений. И в одном из них в параллель с семинаром проходила свадьба. Ну да, голос у меня громкий, удалось заглушить низкие частоты. Но есть еще и участники, которым в условиях постоянного «бум-бум» и «унц-унц» непросто сконцентрироваться. Другой семинар был в бизнес-центре. Часто там помещения отделяются друг от друга передвижными перегородками. Так вот, за стенкой нашего семинара шел тренинг личностного роста. Мало того, что время от времени там громко врубали эпизоды из фильмов или участники за стеной принимались громко реветь. Представьте – мы выходим на кофе-брейк, а из соседнего помещения вываливает группа волосатых мужиков в балетных пачках. Так что обязательно выясняйте, что будет происходить по соседству! Убедитесь, что поблизости не будет играющих и радостно орущих детей, а также ресторанов с громкой музыкой.

Помещение – комфорт во время командной работы

Подумайте об акустике, постойте в зале, скажите что-нибудь. Здесь вас тоже ожидает масса подвохов – сводчатые потолки, эхо, гул, реверберация, или, наоборот, поглощающие звук покрытия.

В помещении не должно быть колонн, аквариумов, скульптур, пальм или других элементов интерьера, закрывающих обзор. Любой Участник семинара должен без помех видеть всех остальных участников, ведущего, экран и т.п.

Убедитесь, что в помещении не слишком холодно (есть ли достаточное отопление?) и не слишком жарко (есть ли достаточное кондиционирование?). Посмотрите, есть ли работающее (и достаточное) освещение. Проводить семинар, например, в приятном полумраке помещения кафе или бара невозможно!

Стены и визуализация

Обычно командная работа предполагает визуализации. Какие‑то продукты работы группы я люблю вывешивать на стену. Тогда виден весь «слепок» процесса групповой работы. Соответственно надо убедиться, что есть стены для развешивания листов флип‑чарта. Например, на больших стратегических или диагностических сессиях количество листов на стенах может быть больше ста (!). Это значит, что стены не покрыты драпировкой, или коврами, или особенной рельефной штукатуркой, к которой невозможно ничего прикрепить

Со стен желательно снять все картины. Если помещение на солнечной стороне, необходимо убедиться, что есть шторы и они работают.

В следующем посте поговорим об оборудовании и других элементах логистики командной работы.

Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».

Спасибо! Удачи Вам!