• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Блондинка натирает живот жидкостью для мытья посуды, поскольку на бутылочке написано «Удаляет жир с любых поверхностей».
Анекдот

Приветствую Вас уважаемый Коллега!

Продолжаем рассматривать элементы концепции Kime в рамках системы выработки решений и командной работы. Этот пост посвящен элементу «Влияние». Влияние – последний, четвертый элемент в концепции Kime. С моей точки зрения, самый интересный и крайне важный для любого уважающего себя управленца.

В прошлых постах мы с Вами говорили об элементах «Полномочия», «Власть» и «Информация». Эти элементы дают законность принятому командой или управленцем решению, обеспечивают его выполнение и дают доступ к необходимой для командной работы информации.

Посмотрите ещё раз анекдот в эпиграфе к этому посту. Да, такой может быть сила влияния! Написано же на бутылочке… Такова вера в слова! Причем не просто слова, а слова из определенного источника. В нашей концепции Влияние – это возможность побуждать других людей делать что-то, не прибегая к полномочиям или власти. Иначе говоря: сотрудник от вас никак не зависит, поскольку вы его не можете ни наказать, ни наградить; он не обязан выполнять ваши указания, поскольку вы не его руководитель, а, значит, у вас нет на то полномочий. Тем не менее, он прислушивается к вашим словам. Когда, как и почему это происходит?

Влияние в реализации принятых решений

Обычно я иллюстрирую Влияние следующим примером. Представьте ситуацию, что вас вызвал к себе руководитель. Дал поручение, объяснил, что надо делать. И умер! Тут же, на месте! Его власть и полномочия прекратились. Однако, выйдя от него, вы, тем не менее, выполняете его поручение (или, как минимум, учитываете его точку зрения). Вот что такое влияние в данной концепции! Это значит, что вы поверили словам своего руководителя – независимо от его полномочий и власти.

Внимание! Слово «Влияние» может породить путаницу. В обиходе, когда мы говорим «влиятельный человек», мы скорее всего подразумеваем полномочия, связи, контакты, возможно, финансовые и иные возможности. В данной концепции слово «Влияние» имеет ровно тот смысл, который описан выше – человек по каким-то причинам прислушивается к вашим словам и воспринимает их как руководство к действию. Когда люди берут наши вводные и принимают собственные решения (выход) на основании этих вводных.

Реализация решений без Полномочий и Власти

Я, приходя в аудиторию как преподаватель, не обладаю полномочиями или властью давать людям указания, что и как они должны делать у себя в организациях. Да и у Клиентов особо не могу (хотя там, конечно, мои полномочия и власть шире). Однако если уважаемые Слушатели, прослушав мои лекции, будут делать что-то по-другому у себя в организациях, можно будет сказать, что я оказал на них влияние.

Каковы же источники влияния? Благодаря чему кто-то захочет прислушиваться к вашим словам? Здесь опять впору вспомнить Макса Вебера. Помните его источники легитимизации «господства»? Вебер писал о правилах, порядке, законных правах на дачу приказаний (это в наших терминах называется «полномочия»), далее о традициях и харизме.

Три источника Влияния

Я выделил три основных источника влияния.

1) Экспертность, знания

Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями. А раз у него есть специальные знания, к его словам следует прислушиваться. Экспертность включается также в случаях, когда, например, руководитель не просто объясняет что, как и когда нужно сделать, но и объясняет почему (вспоминайте «крышу» Домика управленческих решений). Для наших бизнес-культур (а их с этой точки зрения можно назвать прозападными) экспертность, знания по рассматриваемому вопросу чаще всего являются ключевым источником влияния.

Эта часть киме обычно представлена в организации «технократами», профессионалами высокого класса, опытными специалистами.

Однако знания, экспертность – не единственный источник влияния. Есть еще такое явление, как влияние эталона, или примера.

2) Эталон (пример)

Вспоминаю разговор с одним из начинающих руководителей. Он жаловался на своего босса, приводил конкретные примеры, кейсы, что и как босс делает не так. Довольно аргументированно, надо сказать. А потом сделал паузу и добавил: «И вообще… я не хочу быть на него похожим! Я считаю, что руководитель должен вести себя так, чтобы сотрудники тянулись к нему и хотели быть на него похожими». Этот разговор – по сути дела манифестация отсутствия влияния эталона.

Мы говорим, что есть влияние эталона, или личного примера, когда личностные или профессиональные характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

И есть еще третий источник влияния. Возможно, не очень частый для нашей бизнес-культуры, но он работает! Это сложившиеся традиции или культура.

3) Традиция, культура

Помните фильм «Место встречи изменить нельзя»? Эпизод, когда задерживают похитителя шуб Ручникова. И он недоуменно говорить Шарапову: «Отпусти меня! Старший приказал». Это может быть сотрудник с более длительным стажем, это может старший по возрасту, это может быть, наконец, папа или дядя сотрудника! Если «слушаться старших» является частью культуры, то это тоже может быть источником влияния.

Командная работа и Влияние

Таким образом, если мы говорим о системе командной работы, элемент «Влияние» обеспечивает команде (группе) необходимый уровень знаний, экспертности по рассматриваемому вопросу. Ну и, если в этом есть необходимость, авторитет и уважение к принятому решению.

Это, кстати, одна из причин, почему я часто настаиваю на включении в состав команд сотрудников «с земли». Они зачастую обладают живой, актуальной экспертностью о рынке и партнерах.

Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения».

Спасибо Вам! Удачи!