• Тигран АРУТЮНЯН, Абсолютный консультант™
На связи:

 

Приветствую Вас, уважаемый Коллега!

Продолжаем тему Атмосферы командной работы. Она занимает весьма важное место в технологиях, принципах работы Гармоничных команд. Можно соблюсти все остальные принципы, но без нормальной атмосферы всё это работать не будет!

Так что в этом посте рассмотрим оставшиеся элементы, которые делают работу команды, её атмосферу продуктивной и способствующей нормальному процессу выработки решения.

Поехали!

Коммуникации

Коммуникации – одна из моих любимых тем. Пишу об этом в Блоге, говорю на семинарах, люблю на эту тему проводить тренинги. Команда не будет работать продуктивно, эффективно, если люди не умеют общаться. Научите их для начала хотя бы просто внимательно слушать, а потом потихоньку задавать уточняющие вопросы, использовать взаимные интерпретации. Это уже должно быть Вам знакомо из Правил Гармоничных Команд. Хорошее, внимательное слушание Участников создает климат для обучения. Когда человек слушает, он хотя бы минимально принимает то, что вы говорите. Научите людей слушать не переиначивая то, что говорит собеседник. Слушать безоценочно, слушать не для того, чтобы потом возразить. Это требует времени, но в принципе даже в нашей, не особо доброжелательной и настроенной на коммуникации и эмпатию культуре, люди довольно быстро через правила приучаются к тому, что надо внимательно слушать. Со временем они приучаются слушать не только слова; слышать больше, чем слова, и приучаются к тому, что важно не только то, что говорится, но и как говорится.

Поэтому, еще раз – используйте взаимные интерпретации для того, чтобы Участники лучше понимали, что говорят их Коллеги. Если Вы Ведущий, всегда защищайте точку зрения меньшинства, поскольку тут работает эффект «стадности». Вся группа говорит одно, а кто-то один из Участников имеет свою точку зрения. Поддерживаете это, задавайте вопросы, уточняйте, что этот человек хочет сказать. Это одна из ваших основных функций. То же, кстати, касается и Ответственных в группе.

Эмпатия

Эмпатия – это тема для нескольких больших постов. Здесь просто примем, что эмпатия – это умение смотреть на ситуацию глазами собеседника. Хотя бы такая минимальная. Есть, к сожалению, такой абсолютно ошибочный стереотип, что эмпатия может мешать в процессе коммуникации (переговоров, продаж). Что эмпатия мешает продавцу, потому что если продавец начнёт эмпатировать, он встанет на точку зрения Клиента и будет защищать интересы не свои и своей компании, а интересы Клиента.

Чушь собачья! Всё с точностью до наоборот! Эмпатирующий продавец гораздо лучше видит ситуацию, видит глазами своего визави и лучше подберет правильные слова, чтобы продать свой же товар. Поэтому эмпатия абсолютно необходима в коммуникациях. Если мы говорим про групповую работу, она позволяет шире увидеть ситуацию и выработать более качественное решение. Поэтому приучайте своих сотрудников к эмпатии!

Зрелость

Ещё одна тема для серьезного разговора. Что такое зрелая, или взрослая коммуникация? Вот пример детской, незрелой коммуникации – ребенок лег на пол в супермаркете, дрыгает ногами, требует купить игрушку. Если Вы думаете, что это сильно отличается от коммуникаций, которые мы наблюдаем в бизнесах, это не так! Там просто на пол ложатся фигурально. Либо наоборот – позиция Родителя. Идет командная работа, встает глава компании или руководитель подразделения и с важным видом что-то вещает, причём из такой родительской, назидательный позиции.

Зрелость (если вкратце) – это общение взрослого со взрослым. Без дрыгания ногами, без капризов, без истерик, без жалоб, без патернализма, без эдакой позиции свысока. Это дисциплина эмоций… Конечно эмоции очень важны, я сам эмоциональный человек, и в командной работе эмоции необходимы, но они должны быть управляемыми. Когда ребенок ложится на пол и орёт –  это неуправляемая эмоция. Нельзя чтобы в компании, в команде люди вели себя как испорченные дети. Это не значит прятать эмоции; это значит проявлять их так, чтобы это не затрагивало других людей, чтобы это не было переходом на личности, чтобы эти эмоции не порождали цепную реакцию негативных эмоций других людей. И вы не построите командную работу, если будет позволять неприветливость, дурные манеры, обидные высказывания. Это всё признаки незрелой коммуникации.

Вот перечень важных моментов, которые способствуют нормальной командной работе. Дальше, в следующих постах поговорим с Вами о том, что может загубить атмосферу командной работы.

Рекомендую Вам также прочесть посты «Качество управленческих решений», «Командная работа — 8 принципов Гармоничных Команд» и другие посты в рубрике «Управленческие решения» и «Командная работа».

Спасибо Вам! Удачи!